Лев Диакон византийский писатель. История, около 989 года. Святослав переезжал чрез реку на некоторой Скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плеча широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленном. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты , от других не отличная.
АБУ-Л-КАСЫМ ИБН ХАУКАЛЬ Книга путей и стран около 977 г.
Часть русов бреет свою бороду, а часть закручивает [бороды] подобно лошадиным гривам, или заплетает.
Франкский хронист Адемар Шабанский, Хроника около 1030 г. Спустя некоторое время на Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам, и заставил их принять греческий обычай ращения бороды и прочее.
Из этого ясно видно, что «ращение бороды» для русов Х в. было «обычай греческий», пришедший вместе с христианством. До того русы, очевидно, брились.
На монетах невозможно разглядеть причёску, очевидно одно - это не длинные волосы (что изобразить их было в силах чеканщиков, становится ясно, стоит перевернуть златник Владимира, на реверсе которого изображён Христос с длинными волосами и бородой). Бороды нет, видны длинные усы.
«Сказание о Борисе и Глебе», XI век: «( Борис) Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был».
Выводы: русы усы носили, бороды брили. О бритье головы и клоке волос нигде упоминаний не находим.
Норманнисты утверждают, что русы - это скандинавы, посмотрим, какие традиции были у скандинавов в ношении причесок и бород с усами.
О внешнем виде скандинавом говорят их прозвища:
Бьёрн Синезубобородый, Бродди бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые щёки, Сигтрюгг Шёлковая борода, Торвальд Кучерявая Борода, Торвальд Синяя Борода, Торгейр Борода По Пояс, Торд Борода, Торольв Борода, Николас Борода, Свейн Вилобородый, Торир Борода, Торир Деревянная Борода, Торольв Вшивая Борода, Харальд Золотая Борода, Харальд Рыжебородый.
Сага о Вольсунгах - описание главного героя: Волосы его были темно-русые и красивые на вид и ниспадали длинными волнами; борода – густая, короткая, того же цвета.
Харальд I ( 890 - 940 гг.) - первый король объединенной Норвегии, до объединения носил прозвище Косматый, после объединения стал прозываться Харальд I Прекрасноволосый. Что тут еще можно добавить?
Выводы: описания скандинавов разительно отличаются от описания Святослава Львом Диаконом.
Некоторые историки, комментируя внешность Святослава, предполагают «связь с обычаями степняков» (Сюзюмов, Иванов), «тюркскую причёску» (Петрухин), «облик не южнорусский, но печенежский» (Членов).
Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Они (печенеги) - темные брюнеты с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гузам.
Из "Книги о чудесах стран" Абу-Дулафа Мисара ибн-Мухальхаля аль-Хазраджи ал-Янбуи (около 942-3 по Р. X.) Затем пришли мы к племени, известному под именем Баджнак (печенеги) ; это люди длиннобородые, усатые, производящие набеги друг на друга. Едят они только просо и сочетаются с женщинами на открытой дороге.
Из истории известно, что печенеги представляли собой союз нескольких племен, объединявшихся для войн и набегов. Так что вполне возможно, арабские авторы описывают разные племена.
Выводы: печенеги - усаты, встречаются, как бородатые, так и с бритыми подбородками. Известен только цвет волос, о стиле причесок, нет данных. Под описание Святослава Львом Диаконом скорее не подходят.
М. В. Бибиков. Скандинавский мир в византийской литературе и актах : «В XI в. и Кекавмен и Пселл разграничивают варягов и русских как два самостоятельных элемента наемного гарнизона. При этом Пселл относит их к совершенно различным культурным регионам: варягов сближает с «италийцами», т. е., сицилийскими норманнами, а русских – с их традиционным «тавроскифским» ареалом.
Подобное разграничение зафиксировано и в актах, где «росы» (самостоятельно) фигурируют в хрисовулах Константина IX хиосскому Новому монастырю (Неа мони) 1044 и 1049 гг., а в императорских актах второй половины XI в. упоминаются рядом «варяги» и «русские».
«В четырех актах второй половины XI в. из архива Лавры св. Афанасия на Афоне (Акт. Лавр. 33, 38, 44, 48) перечисляются иностранные наемники, входившие в состав византийской «гвардии», в том числе русские, варяги, кулпинги (колбяги), болгары и др. Все указанные документы известны теперь по оригиналам ».
«Повесть временных лет»:
В год 6488 (980) г. «… И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.»
Рассказ Римско-католического миссионера Доминиканца Юлиана:
(1235 г.) ...прибыли в страну, которая именуется Сихия ( Таманский полуостров), ... все мущины голову бреют совсем а бороды отращивают с некоторым щегольством, исключая людей знатных, которые в знак благородства оставляют немного волос над левым ухом, обрив всю голову.
Великая хроника о Польше, Руси и их соседях в XI-XIII... Этот отвратительный Помпилиуш ( король Помпилиуш II ) получил прозвище «Хотышко» (Chosziszco), так как на голове у него было немного длинных волос. Именно «Хотышко» означает «метелка», отсюда уменьшительное название «маленькая метелка».
История балтийских славян. Короля Канута они сковали, а Датчанам дали на выбор, или платить дань, или одеться в женское платье и зачесывать волосы по-женски, в знак "бабьего" бессилия. Но пока те спорили о выборе, их заставили принять и то, и другое.
Итог: Лев Диакон совершенно верно описал руса-славянина Святослава.
****************************************************************************
Сказания Приска Панийского (433 г. по Р. X. ). Атилла.
Для других варваров и для нас были приготовлены отличные яства, подаваемые на серебряных блюдах; а перед Аттилою ничего более не было кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он показывал умеренность. Пирующим подносимы были чарки золотые и серебряные, а его чаша была деревянная. Одежда на нем была также простая, и ничем не отличалась, кроме опрятности. Ни висящий при нем меч, ни шнурки варварской обуви, ни узда его лошади не были украшены золотом, каменьями, или чем-либо драгоценным, как водится у других Скифов.
Иордан об Атилле. ...По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи] ...
Латинский оригинал: 182 Cuius exercitus quingentorum milium esse numero ferebatur. Vir in concussione gentium natus in mundo, terrarum omnium metus, qui, nescio qua sorte, terrebat cuncta formidabili de se opinione vulgata. Erat namque superbus incessu, huc atque illuc circumferens oculos, ut elati potentia ipso quoque motu corporis appareret; bellorum quidem amator, sed ipse manu temperans, consilio validissimus, supplicantium exorabilis, propitius autem in fide semel susceptis; forma brevis, lato pectore, capite grandiore, minutis oculis, rarus barba, canis aspersus, semo nasu, teter colore, origenis suae signa restituens.
Лев Диакон византийский писатель. История, около 989 года. Святослав переезжал чрез реку на некоторой Скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия. Видом он был таков: среднего росту, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плеча широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленном. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты , от других не отличная.
В русский перевод закралась ошибка: греческий термин и его перевод на латинский язык не содержит упоминания о бритом подбородке. Вместо этого там стоит фраза rarus barba, то есть редкая борода.
Как Аттила у Иордана и Приска, Святослав у Льва Диакона представлен как человек невысокого роста, с широкой грудью и плоским носом. Сравните описание Диакона и Приска про одежды, которая ничем не отличалась от одежды приближенных, только чистотой. Это убедительно доказывает, что Лев Диакон просто приписал Святославу внешность другого врага Римской империи - Аттилы, лишь добавив описание глаз.
Так поляки изображали турок - бритая голова, отсутствие бороды и оселедец. Памятник Яну Собескому установлен в честь победы над турками у Каленберге 12 сентября 1683 года.
Перед вами вислая печать Ярослава Мудрого, найденная на раскопках в Великом Новгороде. На лице князя отчетливо видны усы и борода.
РУССКАЯ ПРАВДА (ПРОСТРАННАЯ РЕДАКЦИЯ) СУД ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА. 67. О бороде. А кто повредит бороду и останутся следы этого и будут свидетели, то 12 гривен штрафа князю; если же свидетелей нет и обвинение не доказано, то штрафа князю нет.
В 1995 году на Троицком XI раскопе в Великом Новгороде было обнаружено деревянное навершие, с набалдашником в виде мужской головы. Видна короткая бородка и прядь волос, заплетенных в косичку.
Гильберт де Ланноа 1412 - 1414 гг. Французский рыцарь, посетивший Великий Новгород, оставил свои воспоминания о прическах горожан:
У женщин волосы заплетены в две косы, спускающиеся сзади на спину, у мужчин — в одну косу.
Икона Святого князя Глеба. Вторая четверть XI века. Небольшая клиновидная бородка на княжеском лице.
Тюркские балбалы или половецкие каменные бабы в степях Евразии встречаются повсеместно. Общее у них, это лысая голова, усы и отсутствие бороды. Еще раз отмечу, что это тюркские изваяния. Никого по описанию не напоминают?
Подведем итоги: Лев Диакон в лице князя Святослава описал хана Атиллу-гунна (тюрка). Славяне же, в отличии от тюрок, носили длинные волосы и бороды.
Уважаемые читатели, выбор за вами: какой из двух вариантов вам больше понравится. Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайки.