Николай Александрович Львов — потомок старинного тверского рода. Родившись в семье небогатого помещика, имел домашнее образование. В 18 поступил на военную службу в лейб-гвардии Измайловский полк, где посещал школу генерала А. Бибикова… Казалось бы, обычная история жизни, ничем не привлекательная и даже местами скучная, если бы не одно НО! И «но» это заключается в том, что современники называли Львова «русским Леонардо».
"Не было Искусства, к которому бы он был равнодушен, не было таланта, к которому он не положил тропинки; все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце. Он любил и стихотворство, и Живопись, и Музыку, и Архитектуру, и Механику... Казалось, что время за ним не поспевало: так быстро побеждал он грубую природу и преодолевал труды, на пути к приобретению сих знаний необходимых."
Иван Хемницер, поэт
Один из самых эрудированных людей своего времени, все науки он изучал самостоятельно по книгам, и достигнутый уровень не может не вызывать восхищения! Только вдумайтесь, у него интересуются мнением относительно механики музыкального инструмента, поэты прислушиваются к его суждениям и доверяют литературному вкусу; тут он организует картинную галерею, там — экономическое общество приглашает к себе. И всё это полируется величественными зданиями, построенными по его проектам. Каково?!
Второй Михайло Ломоносов, не иначе! Вот только Ломоносова знает каждый школьник, а Львова – не каждый образованный взрослый. К слову, к этой категории до недавнего времени относилась и я. И даже при написании статьи, уже зная о достоинствах и достижениях этого человека, я находила информацию, от которой невольно восклицала: «Да ладно! Серьезно?» Но сегодня я хотела бы остановиться на архитектурном таланте Николая Александровича.
В 1780 году Екатерина Великая объявила конкурс на лучший проект собора Святого Иосифа в Могилёве, и Львов победил, несмотря на отсутствие опыта (наглядная иллюстрация выражения «равные условия» ). Архитектору хотелось повторить конструкцию римского Пантеона со световым окном в центре.
Адаптировав идею под суровый российский климат, был спроектирован двухуровневый купол, в котором верхний сохранял тепло и через 12 круглых окошек пропускал свет в нижний, с тем самым световым окном. К сожалению, здание было разрушено в 1938 году для постройки гостиницы.
В том же году Львов получил заказ выполнить проект Невских ворот Петропавловской крепости (оформленные в стиле классицизма, работы были закончены через 7 лет), а так же начал работать над чертежом Борисоглебского монастыря в Торжке.
По проектам Николая Александровича были построены церковь Святой Великомученицы Екатерины в Мурино с ротондой и колоннами на входе и церковь Пресвятой Троицы «Кулич и пасха».
Но Львов был не только церковным архитектором. Совсем нет! Он проектировал не просто дома, но целые комплексы, продумывая расположение хозяйственных построек, парка и даже систему дренажа.
Именно Львов адаптировал загородную итальянскую виллу с треугольным фронтоном, колоннами и полукруглым куполом, придуманную еще Андреа Палладио, в классическую для нас дворянскую усадьбу России.
Самые знаменитые из его творений: усадьба Знаменское-Раёк в Тверской области (колоннада вокруг парка символизирует ожерелье, подаренное заказчиком своей возлюбленной, а металлические ворота – застежку ожерелья) и особняк Державина на Фонтанке.
Поражаясь таланту и умениям этого человека, невольно задаешься вопросом: «А что же тогда он построил для себя?». К сожалению, всё, что осталось от поместья архитектора недалеко от Торжка – мост через реку Тверцу.
Как вы, наверное, уже догадались, мост этот не простой. Всё дело в том, что он сложен из валунов без применения растворов. И кто его проектировал? Правильно, Львов! А еще…
Узнаете? Это тот самый мост, на котором встретились силы Света и Тьмы в «Ночном дозоре» Бекмамбетова.
15 мая исполнилось 267 лет со дня рождения трудолюбивого гения, чье имя заслуживает звучать громко, а звезда на небосклоне Российского Просвещения – сиять ярко. Но…у истории на этот счёт иной взгляд.