Часть 1. Криминалистический анализ сказки «Лиса, заяц и петух» или как подготовиться к защите по уголовному делу об убийстве

«Сказки – это устные рассказы,

 бытующее в народе

 с целью развлечения…«

А. И. Никифоров

Сказки — богатейший материал для исследования многими гуманитарными науками, но юриспруденция как-то обошла их стороной. Я решил заполнить эту пустоту. В статье, на основе сказки, я рассказываю как эффективно подготовиться к защите по уголовному делу, используя метод диалектического анализа. Диалектика «искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий» (Сталин). [Цитата по «Краткому философскому словарю» под. ред. М. Розенталя и П. Юлина — М.: 1951, с. 112] В этом томе мы разберём объективные обстоятельства захвата избушки и предъявим лисе обвинение.  

Вступление

1. С детства мы привыкли, что сказки, это выдуманные истории, которые никогда не могли произойти в действительности. Однако, алгебраическое уравнение a+b=c тоже никогда не существовало в действительности, но подобные выражения изучает целая точная наука.

2. Буквы в уравнении можно заменить цифрами, какими вздумается, например 1+2=3. Уравнение покажется чем-то осмысленным. Каждый образованный человек знает: сколько означает 3, поэтому цифры кажутся имеющими значение, хотя, на самом деле, цифра — тоже абстракция, как a, b и c: 1 – может означать и атом, и тыкву, и планету, и целую огромную галактику.

3. Сказки – как алгебра, – замени лису и зайца какой-нибудь фамилией, например Лисицин и Зайцев, – сказка наполнится смыслом: реальной историей, очевидцами которой мы были.

4. С этой стороны, содержание сказок имеет большой интерес для юриста, как тренировка мастерства. В отличие от выдуманных ситуаций гражданских, уголовных и тому подобных практикумов, сказка, — рассказ о реальном случае, который когда-то произошёл. Выдумать такое, вероятно, никогда не придёт в голову составителям практикумов, они ведь люди очень серьезные.

5. Возьмите для примера сказку, которую мы начнём сегодня разбирать «Лиса, заяц и петух«. Кто не слышал истории о том, как хозяина выгоняют из квартиры? И как он пытается вернуть себе жильё! В этом нет ничего фантастического.

6. Я поделюсь своим опытом, анализа подобных историй, на примере сказки. Её мы будем считать явлением действительности.

7. Я люблю советскую науку, её материалистическое основание в диалектике, поэтому анализировать начнём с основных принципов диалектики:

1) принцип единства теории и практики, применительно к исходному пункту исследования;

2) принцип взаимозависимости объекта и его атрибутов.

8. Сказку будем разбирать не ради баловства, а представим что готовимся к защите или нападению, по уголовному делу.

9. Ни одно уважающее себя дело не может быть без номера. Дело без номера не учитывается в статистических данных, а значит, — снижает количество статистических карточек, и, как следствие, эффективность борьбы с преступностью. Нашему делу мы присвоим номер 14 — это порядковый номер сказки во всех сборниках Александра Афанасьева, фольклориста, собирателя сказок, сборником которого я пользуюсь. Найдите сказку 14. «Лиса, заяц и петух» и прочтите. Сказку пересказывать не буду. Сами найдёте. На контроль дело поставим под НТВшным названием: «Дело о том как лиса выгнала зайца из дома, а петух убил её за это».

Материалистический анализ

10. Принцип единства теории и практики к исходному пункту исследования.

Исходный пункт нашего исследования – текст сказки. «Текст« будем понимать в простом значении – то, что написано на бумаге. Текст для нас, практический объект который мы начнём исследовать. Исследование — теория. Их единство в следующем: практический объект существует во внешнем мире, находящийся вне нашего сознания, и чтобы познать его особенности, нужно представить текст, как бы оторванным от внешнего мира, как след оставленный в нашем сознании или, по-другому, — изучить его теорию. Отсюда, объект невозможен без теории или «нет объекта – без субъекта«, как писали в советских научных книгах.

11. Для начала, выделим объект исследования. Сказка, — начинается со слов «Жили были…» — обычная сказочная формула означающая, что до неё ничего не происходило. 

12. Заканчивается текст, так же обычными для сказок словами «Вот тебе сказка, а мне кринка масла».

13. Сказочные формулы — не оставляют сомнения, что исследуемый текст не является частью большего произведения, значит, текст нашей сказки, как материальный объект, совпадает с представлениями о тексте. Первый принцип — подтверждён.  

Принцип взаимозависимости объекта и его атрибутов 

У каждого объекта существует множество различных свойств, по которым мы отличаем одно от друго. Свойства могут меняться, в зависимости от условий существования этого объекта, но некоторые —устойчивы к внешним воздействиям. Назовём их атрибутами.

К атрибутам отнесём:

1) пространство: место в котором происходит явление;

2) время: начало и конец явления;

4) движение – изменение происходящие в явлении.

Эти атрибуты присущи каждому объекту: без них объекта — нет. Его нельзя выделить на фоне других объектов (атрибут — пространство). Если нельзя выделить объект, то не определить момент его возникновения и исчезновения (атрибут — время). Отсюда, если нет пространства и времени, то не определить изменения объекта, так как атрибут движения можно изучать только по отношению к другим объектам (пространство) и в промежуток, в котром происходят изменения (время). Уберите из любого дела хотябы один атрибут и вы увидите, что получится: дело развалится, не оставляя следов. Атрибуты существуют  одновременно с объектом и разделять их можно только в познавательных, теоретических целях.

Явление первое

15. «Жили-были лиса и заяц…« — пространство, которое описывается этими словами, неопределённое, существующие, казалось бы всегда: до того как сказочник рассказал историю, во время рассказа, и оно, пространство, будет продолжаться ещё долго после слов рассказчика: «Вот тебе и сказка, а мне кринка масла.« Такое пространство не отделимо от времени назовём его «Бытийныйным«, по научению замечательного советского лингвиста Арутюновой Нины Давидовна. Правда, она использовала это понятие для предложений, но, одно из определений предположения — законченная мысль. В нашем случае, оконченной мыслью будем считать одно явление.

16. К бытийному времени мы отнесём существование избушек лисы и зайца «…у лисы была ледяная, а у зайчика лубяная…” — их существование происходит сквозь время и пространство, такое же — вечное, так как нет ни точки начала ни точки конца пространства и времени. Но, вскоре мы увидимся, что даже в вечности можно определить время и движение. У нас ведь не логический анализ.

17. Движения в этом времени как бы нет, живут и живут – всегда жили, была и была избенка – всегда была. Такое представление возникает потому, что бытийное действие является состоянием: раз начавшись продолжается неопределённое время. Попробуйте объяснить, почему слово «ждать» — глагол. Какое действие мы выполняем когда ждём!?

 Явление второе

«… Пришла весна красна – у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому…«

Пространство

18. В этом явлении пространство осталось неизменным, хотя, при нудном желании, его можно определить как восточное полушарие земного шара потому что весна в разных полушариях приходит не одновременно. При ещё большем занудстве, пространство можно ограничить Российской Империей — Александр Афанасьев, чьим сборником сказок мы пользуемся, записывал народные русские сказки. Ужать пространство до губернии и деревни, в которых жил рассказчик, нельзя. На более конкретное место ничего не указывает.

Время

19. Время этого явления мы можем определить с достаточной точностью по словам «… Пришла весна… растаяла…«. Здесь очевидно изменение температуры воздуха от «ниже нуля» к «выше нуля», а поскольку лёд избушки растаял, то, значит, установилась постоянная тёплая погода. В нашей стране такие условия наступают, примерно, в конце марта – в начале апреля. Отсюда: время второго явления – конец марта начало апреля.

Движение

20. Движение, в этом явлении, уже становится заметно:

1) смена времён года «… Пришла весна»;

2) «…избушка растаяла…»;

3) как основание, — изменение температуры воздуха.

21. Движение указывает на переход из одного состояния объекта в другой (изо льда в воду). Арутюнова называет такой переход – событием.

22. Приход весны, позволяет нам точнее определить время первого явления — «Жили-были…«. Поскольку избушка лисы была построена изо льда, значит, строительство могло начаться только с приходом зимы, когда реки, озёра, пруды промёрзли настолько, что стало возможным изготавливать ледяные блоки для строительства лисьего дома. Такие условия могли настать только в ноябре – декабре потому, что для образования толстого строительного материала нужны сильные и продолжительные морозы и время. В начале зимы, в октябре, такие условия не возможны.

23. Специальную заморозку воды, для изготовления строительного материала, мы отвергаем: лиса не могла обладать такими технологиями. Она – зверь дикий!

24. Итак, взяв за точку отсчета момент строительства дома и момент его таяния, мы смело можем утверждать что бытийное время исследуемой сказки, определённое формулой «жили-были« длится со средины зимы, когда намёрз лёд для искрящегося дома и до середины весны, когда стало тепло настолько, что лёд полностью растаял.

25. Изба лисы растаяла не сразу, а постепенно, с повышением температуры воздуха, но всё это время, пока таила избушка, она жила в ней. На это нам указывает следующий предикат: «… лисицы растаяла…«. Глагол обозначает действие, завершившееся до момента говорения (моментом говорения, лингвисты определяют грамматическое время: прошлое, настоящее, будущее) – переход воды из одного агрегатного состояния в другое – закончился. Только после этого лисица попросилась жить к зайчику, а значит, она до последней стены, до последней капли своей ледяной избушки – жила в ней в сырости, по колено в воде!

Вывод: во втором явление сказочник рассказывает о смене времени года.

Явление третье. Захват избушки

«… Лиса попросила у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала…”

Пространство

26. В этом явлении пространство меняется. Ограничивается домом зайца. Такой вывод можно сделать потому, что лисья изба растаяла и она просится в дом к зайцу. Вряд ли лиса обращалась к зайцу стоя у своей растаявшей избушки. Значит, лиса разговаривала с зайцем или около его дома, или в его доме. Позже убедимся, что разговор был возле дома зайца. Такой вывод мы сделаем когда будем анализировать движение в этом явлении.

Время

27. Время в этом явлении не продолжительное. Вероятно, лиса выгнала зайца сразу после того, как он впустил её в дом: нам ничего не говорит о долгой совместной жизни лисы и зайца: «попросила« и «выгнала«.

Движение

28. Внимание слушателя заостряется на действии: лиса проникла в дом зайца и выгнала его. Такое предложение (по-нашему, явление) Арутюнова называет предикативным. Действие лисы состоит из двух частей:

1) просьба впустить погреться – начало действия;

2) «… выгнала…« – конец действия.

28. Последовательность действий указывает на то, что просьба лисы, — военная хитрость, чтобы проникнуть в дом зайца, а когда заяц отворил крепкие двери своей тёплой лубяной избушки, лиса — сразу выгнала его из родного дома.

29. Характер действий, – просьба и «выгнала», – указывает на то, что между точкой начала и точкой конца захвата заячьего дома, прошло немного времени, а по слову «просила« можем судить о пространстве, в котором действие началось.

30. Началось оно возле дома зайца. Рассказ идёт о действиях лисы, значит – лиса находилась на улице, возле дома. Лиса зайца «выгнала» — точка в которой явление закончилось.

31. В отношениях между зверьми в слово «выгнал» вкладывается смысл: заставить уйти с определённого места, против воли жертвы. Лиса, если не применила физического насилия против зайца, то уж точно напугала его до смерти. Заяцы — рацион питания лис.

Вывод по третьему явление

32. После того как избушка лисы растаяла, расстроенная хозяйка подошла к дому зайца и попросилась погреться. Заяц сжалился и пустил лису. Как только она вошла в дом, – сразу выгнала из него несчастную, доверчивую жертву.

*****

33. Мы разобрали основные моменты завязки сказки. Как видим пространство, время и движение важные свойства каждого объекта. Анализируя только их — можно получить огромное количество информации. 

34. Чем заканчивается анализ в уголовном деле? Правильно! Обвинением! У нас уже достаточно фактов, чтобы предъявить обвинение, в традициях нынешнего уголовного судопроизводства.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемой 

…В период с середины ноября по начало апреля неустановленного года в неустановленном месте жили лиса и заяц. Лиса жила в ледяной избушке, а заяц лубяной . 

 В средине весны неустановленного года с приходом весны лисья изба естественным образом растаяла, и у неё возник преступный умысел направленный на захват жилища зайца. Реализуя свой ранее возникший преступный умысел лиса подошла к избушке зайца и, действия путём обмана и злоупотребления доверием, проникла в жилище зайца. После чего, продолжая ранее возникший преступный умысел, используя свое превосходство в физической силе и ловкости, подавила волю зайца к сопротивлению и выгнала его из жилище. После чего распорядилась им по своему усмотрению.

Таким образом лиса совершила преступление, предусмотренное частью первой статьи 163-й Уголовного кодекса России…

Скажите такого обвинения быть не может!? Ерунда! Я других обвинений не видел уже очень давно!

Вскоре мы продолжим разбор, а пока, — в обвинении есть ошибки – найдёте? Вводная и постановочная части — не считаются.

Адвокат Л. М. Ладгин