Пока не начался склероз. Мои ли восьмидесятые?

   И вот я достигла того возраста, в котором уже ушел из жизни мой дядя, один из советских художников, переносящих на полотна впечатлившие их моменты окружающей реальности.

И вот я достигла того возраста, в котором уже ушел из жизни мой дядя, один из советских художников, переносящих на полотна впечатлившие их моменты окружающей реальности. В наше время стало как-то модно делать отсылки на тему «А вот при Советском Союзе…» и дальше про то что трава была зеленее, люди веселее, а жизнь прекраснее.

Я хорошо помню восьмидесятые, это было время моей юности, моего взросления. Но память такая коварная штука. Она виляет фактами, искажает эмоции, прячет хвосты в пелену и туман. И вот глядя на картины своего дяди я пытаюсь понять, что реально из моих воспоминаний, а что относится к иллюзорному миру фантазий.

Дядя не смог пережить тот излом девяностых. Тогда трудно было всем. Люди не просто теряли работу, приспосабливались к новым пугающим условиям. Нет, ломался весь упорядоченный мир вокруг них, рушилось все, что казалось стабильным и единственно возможным.

Наверное, кто-то из художников и вообще творческих людей смог приспособится и пережить этот момент даже с заметными бонусами для себя. Но многие оказались в положении выкинутых на улицу беспомощных домашних собак. В то время дядя писал свои картины даже не на холстах, а на каких-то картонках, обрезках досок. Сейчас эти пейзажи и портреты хранятся у меня дома. И мне захотелось, глядя на них и на более ранние работы, попытаться вспомнить конец двадцатого века. Вспомнить факты – наверное это не самое сложное. Но попытаться ощутить эмоциональный настрой тех времен, воссоздать внутреннюю атмосферу, почувствовать вкус и запах этой эпохи, которая уже стала историей.

Хорошо ли жилось на закате социализма среднему советскому человеку? Да всякое было. И плюсы, и минусы есть у каждого времени. Я совсем не согласна, что великая советская держава предоставляла своим гражданам самое лучшее. Этого нет в моих воспоминаниях. Я сталкивалась и с проблемами в медицинском обслуживании, и с очень спорными моментами в образовании. Была ли страна погружена в серость и нищету? Ну да, машин не было у каждой семьи, и одежда была более чем скромная. Но надо же сделать поправку на технический прогресс, странно сравнивать быт с разницей в десятилетия.

Что же было в том времени романтичного и притягательного? А что оставило только тоскливые воспоминания? Попробую вспоминать, глядя на реальные картины моего дяди.