Недавно прочитал об удивительных фактах в истории правосудия и подумал, как мало времени отделяет нас, таких цивилизованных, от подобных процессов.
Документальные свидетельства таких дел против «братьев наших меньших» впервые встречаются в 12 веке. Расцвет подобного судопроизводства приходится на 15-17 века.
Процессы против животных проводились в светских и духовных судах с соблюдением всех процессуальных формальностей, со всей серьезностью и торжественностью актов правосудия. Как и люди, животные привлекались к уголовной ответственности, по их делу проводилось формальное следствие, животные подвергались допросу, их обвинял прокурор и защищал адвокат, их судили и выносили приговор на основании законов.
Иск к животным-ответчикам также вчинялся по всем правилам гражданского судопроизводства: их оповещали повесткой,им предлагали покончить дело миром до возбуждения тяжбы, им шли на уступки и предлагали компромиссы- словом, судопроизводство велось по всем правилам.
Подсудимое животное могло быть даже арестовано и посажено в общую для всех преступников тюрьму. Сохранился счет от 1408 года, из которого видно, что на ежедневное содержание свиньи, арестованной по обвинению в убийстве ребенка, отпускалось столько же, сколько и на каждого из заключенных.
Вот любопытные примеры знаменитых процессов против животных.
В 1268 году в Париже была приговорена к сожжению небольшая свинья за то, что съела ребенка.
В 1313 году во Франции разъяренный бык проколол рогами встретившегося ему человека. По этому поводу граф Карл де Валуа издал приказ об аресте быка и суда над ним. Для выяснения обстоятельств дела на место происшествия был послан специальный чиновник. Суд приговорил быка к повешению. Казнь совершена на том самом месте, где бык учинил преступление.
В 1386 году в Фалесе судья приговорил собаку, укусившую знатную даму, к одиночному заключению.
В 1474 году базельский магистрат приговорил петуха к казни через сожжение. Приговор был мотивирован тем, что обвиняемый осмелился снести яйцо, чем навлек на себя подозрение в связи с дьяволом.
В 1750 году во Франции проходил процесс, в котором в безнравственных поступках обвинили ослицу. Она была оправдана благодаря заступничеству местного священника, письменно удостоверившего нравственность подсудимой.
Очень часто животных в суде одевали в человеческие одежды.
С высоты нашей цивилизованности кажется, что средневековые юристы сошли с ума. Однако в своих действиях они руководствовались исключительно законами, принимавшимися людьми в те времена.
Умница Станислав Лем когда-то сказал, что в каждом веке есть место своему средневековью. Каких-то восемьдесят лет назад за нарушение арийских законов сжигали в газовых камерах миллионы людей. Так что очень тонкая грань отделяет нас, таких умных и образованных, от темных пятен истории.