Найти в Дзене
Закирыч Александр

Гастербайтер или Гастарбайтер

Гастарба́йтер (нем. Gastarbeiter; дословно: гость-работник), по-русски — «Приглашённый рабочий» — термин, обозначающий иностранца, или жителя другого государства, работающего по временному найму[1]. 
Слово заимствовано в 1970-х[2] из немецкого языка, получило широкое распространение в конце 1990-х в СМИ на территории СНГ, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем вошло в разговорную русскую речь.

В отличие от таких слов, как «гастроль» (выступление в гостях), «гаст-профессор» (приглашенный для чтения курса в другой ВУЗ), пришедших в русский из немецкого, слово «гастарбайтер» иногда воспринимается некоторыми не как нейтральное, а как имеющее негативную окраску.

Наибольшее число иностранных мигрантов в 2013 году проживало в США (45,8 млн человек), или 19,8 % от их общей численности в мире[3]. По состоянию на 2015 год, Россия занимает 2-е место в мире, после США, по числу иностранных мигрантов (10,9 млн.)
Гастарба́йтер (нем. Gastarbeiter; дословно: гость-работник), по-русски — «Приглашённый рабочий» — термин, обозначающий иностранца, или жителя другого государства, работающего по временному найму[1]. Слово заимствовано в 1970-х[2] из немецкого языка, получило широкое распространение в конце 1990-х в СМИ на территории СНГ, сначала в Москве и Санкт-Петербурге, а затем вошло в разговорную русскую речь. В отличие от таких слов, как «гастроль» (выступление в гостях), «гаст-профессор» (приглашенный для чтения курса в другой ВУЗ), пришедших в русский из немецкого, слово «гастарбайтер» иногда воспринимается некоторыми не как нейтральное, а как имеющее негативную окраску. Наибольшее число иностранных мигрантов в 2013 году проживало в США (45,8 млн человек), или 19,8 % от их общей численности в мире[3]. По состоянию на 2015 год, Россия занимает 2-е место в мире, после США, по числу иностранных мигрантов (10,9 млн.)
В немецком языке термин «гастарбайтер» изначально имел несколько другой смысл. Он был введён в обиход с целью замены существовавшего до этого термина «Фремдарбайтер» (нем. Fremdarbeiter), существовавшего с нацистских времён, и обозначавшего работников, привезённых с целью принудительных работ в нацистской Германии. Новый термин не нёс негативной окраски старого термина и обозначал работников, добровольно приехавших для работы в Германию по приглашению немецкого правительства[источник не указан 459 дней]. 
В словарях русского языка начала девяностых годов слово было зафиксировано с ударением на немецкий манер (гаста́рбайтер), но очень скоро в разговорной речи ударение сместилось ближе к концу слова (гастарба́йтер). Довольно часто, особенно в малограмотной социальной среде, используются ошибочные варианты «гастрабайтер» и «гастробайтер», реже — «гастрайбайтер».

Поток мигрантов в СНГ не был вызван приглашениями, как в Германии, поэтому слово гастарбайтер носит иронический характер. Сами гастарбайтеры в СНГ зачастую считают применение к ним этого термина оскорбительным
В немецком языке термин «гастарбайтер» изначально имел несколько другой смысл. Он был введён в обиход с целью замены существовавшего до этого термина «Фремдарбайтер» (нем. Fremdarbeiter), существовавшего с нацистских времён, и обозначавшего работников, привезённых с целью принудительных работ в нацистской Германии. Новый термин не нёс негативной окраски старого термина и обозначал работников, добровольно приехавших для работы в Германию по приглашению немецкого правительства[источник не указан 459 дней]. В словарях русского языка начала девяностых годов слово было зафиксировано с ударением на немецкий манер (гаста́рбайтер), но очень скоро в разговорной речи ударение сместилось ближе к концу слова (гастарба́йтер). Довольно часто, особенно в малограмотной социальной среде, используются ошибочные варианты «гастрабайтер» и «гастробайтер», реже — «гастрайбайтер». Поток мигрантов в СНГ не был вызван приглашениями, как в Германии, поэтому слово гастарбайтер носит иронический характер. Сами гастарбайтеры в СНГ зачастую считают применение к ним этого термина оскорбительным
В России феномен массовых трудовых миграционных потоков стал реальностью в 1990-е годы (сначала из Молдавии, Украины и Узбекистана, а затем и из других постсоветских республик). 
В связи с принятием в 2007 году нового законодательства (коснувшееся в большей степени работников из государств и стран, с которыми СНГ имеет безвизовый режим) произошло значительное упрощение процедуры регистрации для временного пребывания на территории СНГ и осуществления трудовой деятельности на его территории, результатом чего, по данным федеральной миграционной службы стало увеличение числа легально трудоустроившихся иностранных мигрантов в два — три раза.

Разрешительная регистрация по месту жительства была заменена уведомительной по месту пребывания. Данное новшество устраняет существовавшие ранее бюрократические препоны. Значительные изменения претерпел порядок трудоустройства иностранных граждан. В связи с тем, что разрешение на работу, согласно новому законодательству выдается самому иностранному мигранту, ликвидирована существовавшая ранее система, при которой работник попадал в зависимое положение от работодателя. В 2014 году система квот на привлечение иностранной рабочей силы в России была отменена и введена система покупки иностранными трудовыми мигрантами патентов на работу, стоимость в Москве — 4 200 рублей/месяц.

Наибольшее количество мигрантов работают в Москве и области, за I полугодие 2016 года объем налоговых отчислений (НДФЛ) в бюджет Москвы легальными трудовыми мигрантами составил 8,6 млрд руб. Широко представлены рабочие из Узбекистана, которые составляют в Москве более 40 % от общего числа легальных иностранных трудовых мигрантов, 30 % — граждане Вьетнама, 16 % — граждане Украины[12]. Рост их числа заметен в большинстве крупных городов России. Они активно участвуют в деятельности множества предприятий строительства, ЖКХ и сферы услуг. В 2013 году число гастарбайтеров в России, с учётом нелегальных работников, оценивалось в 7 млн человек[13], свыше 83 % которых — это граждане из стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию[14]. По данным ФМС России, по состоянию на 2015 год, наибольшее количество иностранных мигрантов в России составляют граждане Украины (2,6 млн человек)[15], на 2-м месте — Узбекистан (около 2 млн человек)[16].

Работодателям зачастую выгоднее нанимать мигрантов вместо местных специалистов, так как мигранты отдают часть своей зарплаты своим руководителям, готовы жить в подвалах, расселенных домах, гаражах и бытовках[17]. Работодатели получают скрытую прибыль от труда нелегальных гастарбайтеров, так как за них не требуется платить налоговых отчислений в госбюджет, страховых отчислений в медицинский, пенсионный фонды
В России феномен массовых трудовых миграционных потоков стал реальностью в 1990-е годы (сначала из Молдавии, Украины и Узбекистана, а затем и из других постсоветских республик). В связи с принятием в 2007 году нового законодательства (коснувшееся в большей степени работников из государств и стран, с которыми СНГ имеет безвизовый режим) произошло значительное упрощение процедуры регистрации для временного пребывания на территории СНГ и осуществления трудовой деятельности на его территории, результатом чего, по данным федеральной миграционной службы стало увеличение числа легально трудоустроившихся иностранных мигрантов в два — три раза. Разрешительная регистрация по месту жительства была заменена уведомительной по месту пребывания. Данное новшество устраняет существовавшие ранее бюрократические препоны. Значительные изменения претерпел порядок трудоустройства иностранных граждан. В связи с тем, что разрешение на работу, согласно новому законодательству выдается самому иностранному мигранту, ликвидирована существовавшая ранее система, при которой работник попадал в зависимое положение от работодателя. В 2014 году система квот на привлечение иностранной рабочей силы в России была отменена и введена система покупки иностранными трудовыми мигрантами патентов на работу, стоимость в Москве — 4 200 рублей/месяц. Наибольшее количество мигрантов работают в Москве и области, за I полугодие 2016 года объем налоговых отчислений (НДФЛ) в бюджет Москвы легальными трудовыми мигрантами составил 8,6 млрд руб. Широко представлены рабочие из Узбекистана, которые составляют в Москве более 40 % от общего числа легальных иностранных трудовых мигрантов, 30 % — граждане Вьетнама, 16 % — граждане Украины[12]. Рост их числа заметен в большинстве крупных городов России. Они активно участвуют в деятельности множества предприятий строительства, ЖКХ и сферы услуг. В 2013 году число гастарбайтеров в России, с учётом нелегальных работников, оценивалось в 7 млн человек[13], свыше 83 % которых — это граждане из стран СНГ с безвизовым порядком въезда в Россию[14]. По данным ФМС России, по состоянию на 2015 год, наибольшее количество иностранных мигрантов в России составляют граждане Украины (2,6 млн человек)[15], на 2-м месте — Узбекистан (около 2 млн человек)[16]. Работодателям зачастую выгоднее нанимать мигрантов вместо местных специалистов, так как мигранты отдают часть своей зарплаты своим руководителям, готовы жить в подвалах, расселенных домах, гаражах и бытовках[17]. Работодатели получают скрытую прибыль от труда нелегальных гастарбайтеров, так как за них не требуется платить налоговых отчислений в госбюджет, страховых отчислений в медицинский, пенсионный фонды