Лирическое отступление
Бродила я по просторам Дзена, в основном по связанным с анимэ записям. Подумала, и решила обобщить свои наблюдения. Естественно, поскольку это мои личные наблюдения - на полноту и абсолютную точность выводов я не претендую. Но, поскольку эти обобщения имеют место быть - то можно их рассматривать как руководство к действию. Что надо делать, чтобы стать коммерчески-успешным дзен-каналом про анимэ.
Техническое введение про Дзен
Яндекс.Дзен использует достаточно изощрённые механизмы для отслеживания привычек пользователей и по ним подбирает ему ленту. Это нынче модно в облаках (отчасти потому, что на самом деле требует обработки очень больших массивов данных), а Яндекс претендует на место в облачной индустрии. В целом среди чисто Российских облачных провайдеров - безусловно даже лидирует. А вот с лентой Дзена пока выходит не очень. К примеру, он запросто может подсунуть материал, который вы уже читали и даже оценили, прокомментировали и поучаствовали в дискуссии месяц назад.
Однако нас это сейчас не волнует. С точки зрения коммерческой успешности нас волнует два момента: время чтения всех материалов канала в неделю (которое служит для "включения" и расчёта монетизации) и реакция пользователей. Более популярное (больше лайков и комментов) - чаще будет выскакивать у пользователей в ленте. Соответственно, нас интересует, что же делать для увеличения этого.
Понятное дело, канал с двумя записями вряд ли будет получать много показов. Значит нужна некая база. Время дочитываний - с ним как раз всё понятно. Считается оно суммарно, так что в результате не важно - читал пользователь вашу статью десять минут, или читал десять статей по одной минуте.
Но здесь есть ещё один скрытый фактор: Дзен всё же старается показывать более новые материалы сначала и более старые - потом. Да. в результате количество показов и прочтений растёт у всех ваших статей, но свеженькие выгоднее.
Отсюда первый вывод: чтобы успешно стричь баблишко надо молотить по паре (и больше статей) в день. Ясное дело, что большую, серьёзную статью писать - это несколько часов, а то и дней, поэтому настоящие лонгриды не выгодны. Но... как выясняется, публика этого и не ждёт.
Что же пользуется популярностью, какие тенденции, и как всё это использовать? Сначала - о видах статей. Какие можно клепать быстро и получать интерес пользователей.
Посерийник
Очень удобный формат. За время одной серии ничего глубоко философского обычно не происходит, так что можно просто нашлёпать скриншотов, в нескольких предложениях описать происходящее... И если сериал популярен - "золотой ключик у вас в кармане".
Недостаток этого подхода - что интерес к такому заметен только пока сериал в онгоинге. Ну так нас же мало заботит старье. К тому же, второй вывод: публика не жалует не просто лонгриды. Ей нужен набор картинок и пара предложений к каждой. Ибо МПМ.
Подборки и топчики
Ага. Значит предпочтительный формат - больше картинок меньше слов. Как это ещё можно обыграть? Конечно же - сделать топ-сколько-нибудь чего-нибудь. Это ещё более удобный формат: надо придумать тему, подобрать скриншоты и подписать. Для верности - написать ещё пару строк про персонажа (или сериал). Кто-то заинтересуется, почему мы хвалим (ругаем) его, прочитает. Таким образом, самая главная часть работы происходит не за компьютером, а пока мы занимаемся вообще чем угодно, да хоть обедаем.
В этом подходе есть подводный камень: огромное количество народу проскользнёт взглядом по заголовкам, не вчитываясь. Но если такой человек уже сразу согласен с вашей подборкой - то лайк у вас в кармане! А если нет, то как извлечь из такого пользу? Надо заставить его хотя бы обратить внимание на ваш топ, а затем втянуть в дискуссию. Даже если считать грубо, то один комментарий закроет дизлайк, а два - поднимет рейтинг статьи. И потому вывод третий: все средства хороши.
Пливал йа на громатеку!
Это, конечно, не самый простой трюк. Если с ним переборщить - то он сыграет против вас: читатель слишком быстро устанет спотыкаться об ваше нечитабельное бормотание и уйдёт. Или же, если чувствуется, что вы язык действительно знаете хорошо, но иногда позволяете себе авторскую пунктуацию или орфографию - просто примет как данность. Впрочем, это поймут не все. А уж если текст будет безграмотный, небольшой и не сложный для понимания (а ведь никакие другие и не нужны, как мы видим выше) - то прочитает, исправит вам ошибки, в худшем случае заявит "автор, учи русский"... После чего можно будет радостно заявить ему о том, что грамматика не нужна, главное смысл, что русский вы знаете ровно настолько, насколько надо, и так далее. Скандал в комментариях - это прекрасно!
При том, что ваши комментаторы на самом деле часто сами по-русски говорить не умеют - может получиться весьма увлекательно. К тому же это наводит на мысль и об ещё одном, более изощрённом способе:
МПМ-аргументация
Очень полезно в рассуждениях подать общественности сладкую кашу с хитином. Самый простой приём - это "сто миллионов леммингов не могут быть не правы". Назовите что-нибудь сначала популярным, а затем сделайте из этого вывод, что оно - шедевр. Сюда же можно отнести перевод субъективного в объективное (мне это кажется гадостью, поэтому это гадость).
Ещё более изощрённый приём - сделать какой-нибудь вывод или обобщение, но не объяснять, как оно получено. Простейший пример - сделать топ популярного чего-то. Тщательно умолчите о всей методологии: какой период времени, какими источниками данных вы пользовались, как определяли популярность, как считали многосезонные тайтлы... Вас сразу спросят: по каким критериям вы отбирали. Потом разгорится дискуссия.
Или вообще путать пересечение множеств с их совпадением, причины со следствиями. Это делают многие, в том числе и многие из тех, кто увидит такое в ваших рассуждениях - сами в своих ответах могут сделать подобную ошибку.
И, конечно же, косноязычность в изложении мысли - бесценна. Напишите одно, имея в виду совершенно другое. "Я не то имел в виду" - беспроигрышный вариант.
Сюда же можно отнести и третий приём. Заклёпкометрия. Тщательно избегайте счёта заклёпок! Желательно - так, чтобы это было заметно. Например, опубликуйте "Знаменитые цитаты из "Наруто" не задумываясь о том, что часть ваших цитат - банальное определение феномена, а особо философские мысли - являются... цитатами из Марка Твена, например.
Кстати, я сейчас и сама применила этот приём. Если вы пойдёте гуглить аббревиатуру МПМ - обнаружите, что она часто расшифровывается как "мысли пачкают мозги". И что у неких рэперов есть такая песня, написанная в 2011 году. На самом же деле это понятие впервые получило распространение на постсоветском пространстве в 1992 году, когда Татьяна и Михаил Науменко перевели повесть Френка Рассела "Ближайший родственник" (Eric Frank Russell. Next of Kin (1959)). А существовало и ещё раньше.
Но ведь не все такие умные! Значит, надо что-то делать и с другими "не охваченными". А значит -
Больше категоризма!
Мы уже установили, что вдумываться в текст наш читатель не будет, да и не умеет. Но он же не совсем тупой, поэтому на совершенно очевидный ляп - среагирует. Поэтому начинать надо прямо с заголовка. "Мой топ-5 красивых опенингов" - это неплохо, всегда найдутся и те, кто скажет "о, какие замечательные!" и те, "да ладно, это же полная ерунда, а не музыка!" Но это слабо. Хороший заголовок должен звучать как "Абсолютный топ-5 красивых опенингов, которые никто не слышал". Гарантированно - к вам прибегут поинтересоваться с какого бодуна он абсолютный, и точно ли никто их не слышал, может быть это наоборот, затасканные шлягеры?
Главное в таком деле - быть аккуратным. И смешать в таком топе действительно побольше красивых опенингов, и поставить хоть один весьма малоизвестный. Как найти малоизвестный - оно понятно. Зайти на какой-нибудь сайт про анимэ и найти тайтл с минимумом просмотров. Тогда и лайков насыплют, и закономерно спросят "с какого бодуна?". И вот теперь уж точно никто не уйдёт обиженным.
Так почему же я не буду популярна?
Ответ очевиден. Потому что ничего этого я делать не буду. Буду продолжать писать тогда, когда мне этого хочется. Длинные тексты про один сериал за раз. Буду четко отделять субъективное мнение от объективных фактов. И даже ставшее практически грамматической нормой "аниме" писать через "Э" потому что я знаю, что здесь я её нарушаю в угоду своему личному восприятию.
Но ведь я и не ставлю себе цель зарабатывать на Дзене!