Дорогие читатели и искатели новых фактов, всем доброго дня!
На сегодняшний вопрос меня натолкнул эпизод в одном из отечественных военных сериалов - там во время занятий курсантов танкового училища немецкие самолеты совершают налёт на город и сбрасывают бомбы. Место действия - Саратов. Я тогда немного скептически отнесся к этому, но решил поискать факты. С удовольствием делюсь с вами информацией, которую удалось найти.
До недавних пор я почему-то считал, что воздушные силы Люфтваффе максимально долетали до Горького (он же Нижний Новгород в наши дни) с целью уничтожения промышленных предприятий города, в том числе Автомобильного завода им. Молотова. Об этом мне рассказывали местные работники, когда я находился там в командировке.
Оказывается, это были не единичные и, тем более, не случайные налёты. Всего, с 1941 по 1943 гг., было зафиксировано 43 воздушных визита неприятеля. Мне кажется, что о масштабах разрушений говорят и пишут довольно мало - понятно, что они абсолютно не сравнимы с понесенными потерями на фронтах. Но, учитывая стратегическое значение предприятий города, они были значительными - большая часть завода ГАЗ была разрушена - 34 из 44 производственных цехов. Общее число жертв в городе и прилегающих территориях - 15 тысяч человек.
К сожалению, этот город на Волге не стал пределом для вражеской авиации. Остальные территории Поволжья также располагали крупными военными производствами, а посему представляли неподдельный интерес для немецкого командования. Несмотря на то, что Горький подвергся самым массовым атакам Люфтваффе на наш тыл, налёты осуществлялись и на другие города, в том числе на Ярославль и Саратов.
Так, по подсчетам специалистов, на Саратов за годы войны было совершено 25 "воздушных покушений" и сброшено порядка 7 тысяч бомб. Людские потери составили приблизительно 400 человек.
Мало кто знает и о том, что некоторые территории западного Казахстана также пострадали от немецко-фашистских авиационных бомбежек - например, станции Жанибек, Сайхин и Урда, через которые проходила стратегически важная железнодорожная ветка для поставки столь нужных грузов Сталинграду. Для таких маленьких населенных пунктов Люфтваффе нанесли значительный урон - порядка 300 человек людских потерь, разрушенные жилые дома и промышленные здания. На каждую станцию пришлось не менее 20 налётов в течение нескольких месяцев 1942 года.
Говорят, что самолетам-разведчикам дальней авиации противника удалось забраться еще дальше - на Урал, в Башкирию - высота полета обеспечивала защиту от местных ПВО. В сети имеется ресурс, располагающий множеством аэроснимков советских городов, сделанных воздушной разведкой фашистской Германии.
Среди них есть и Уфа - разведчики скрупулезно отметили местные стратегические предприятия и объекты для проведения будущих диверсионных операций. Но не только Урал интересовал немецкое командование. Захватчики думали и об арктических территориях нашей страны - следы их разведки и десантов хранят территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа.
Да, это были не такие значительные расстояния от действующих тогда фронтов, но вот такие факты мне удалось найти. Благодаря титаническим усилиям советского народа многие планы захватчиков, к счастью, так и остались на бумаге и фотоснимках.
До новых вопросов, друзья!
Другие статьи канала о Великой Отечественной войне:
- Кто стал самым маленьким обладателем звезды Героя войны 1941-45?
- Как звали самого легендарного пса войны?
Канал "Что и кто" - очередной пытливый ум. Автор задался целью ответить на 1000 самых разных вопросов - обычных и нетривиальных. Присоединяйтесь! Кстати, на 28 из них уже ответил.