Сперва немного истории.
Англия XII века безусловно была неспокойным местом. Единственный наследник короля Генриха I погибает во время кораблекрушения, а вскоре за ним покидает этот мир и его отец, сломленный горем. В стране, которая осталась без прямого наследника престола, начинается ожесточенная борьба за власть двух враждующих сторон.
Первые претенденты на трон это сторонники Матильды, несовершеннолетней сестры Генриха I. Сама она взойти на престол не может, но ближайший законный наследник английской короны — её будущий сын, по достижению совершеннолетия. Загвоздка в том, что Матильда сама ещё ребёнок, поэтому до момента её созревания для деторождения и взросления её ребёнка пройдет огромное количество времени. Да и не факт, что она родит именно мальчика, поскольку девочка унаследовать престол не сможет.
Разумеется, в такой ситуации, просто не мог не появиться ещё один претендент на престол. Стефан Блуасский, племянник покойного короля, хоть и тоже входил в число наследников короны, но в очереди наследования находился почти в самом конце, значительно уступая "гипотетическому" сыну Матильды. Однако, у Стефана было огромное преимущество в другом. Он уже был совершеннолетним, имел неплохую известность умелого военачальника, да и его младший брат, Генрих, был епископом одного из самых крупных аббатств Англии, что дало Стефану безоговорочную поддержку духовенства.
Сие не могло завершиться «мирными переговорами за столом» и грянула междоусобная война.
Данная война была интересна тем, что фактически она являлась войной между Церковью (которая поддерживала Стефана) и аристократами (которые поддержали Матильду, будущий сын которой имел больше прав на престол).
В 1989 году британский писатель Кен Фоллетт, специализирующийся на исторических драмах, написал роман «Столпы земли», действие которого и происходит в период описанной выше войны. Книга была тепло встречана критиками, в 2010 году обзавелась адаптацией в виде сериала (режиссером выступил сам Ридли Скотт, автор культовых «Чужого» и «Бегущего по лезвию»), а в 2017 получила и игровую адаптацию в виде квеста, созданного мастерами этого жанра, Daedalic Entertainment.
Игра повторяет сюжет книги-оригинала, но при этом даёт истории некоторую нелинейность (в пределах разумного, разумеется, то есть получить абсолютно другой финал, нежели в книге, вы не сможете, но изменить некоторые детали — вполне реально).
В Ken Folletts The Pillars of the Earth имеются три, поначалу независимые друг от друга, сюжетные линии.
Первая (и основная) это история строительства Кингсбриджского собора, которая является мечтой талантливого архитектора Тома «Строителя», который всю жизнь мечтал о возведении величественного сооружения. В самом начале истории мы становимся свидетелями смерти его жены во время родов. Оставшись вдовцом, с двумя детьми, подростком Альфредом и совсем юной Мартой, Том находит себе работу в возведении величественного собора, который он желает посвятить своей покойной жене. Одновременно с этим он сближается с отшельницей Эллен (которая по каким-то причинам ненавидит всё связанное с церквью) и её сыном, подростком Джеком.
Вторая сюжетная линиям это история священника Филиппа, который неожиданно для себя становится приором Кингсбриджского аббатства, после таинственной смерти предыдущего приора, которого по слухам «унес Дьявол». Филлип оказывается втянут в интриги королевского двора, когда у него на руках оказывается доказательство того, что сторонники Матильды намерены в скором времени начать наступление на Стефана. Желая остановить кровопролитие Филипп, имея самые добрые намерения, отдает это письмо епископу Уолерану Бигоду, которого он очень уважает как набожного человека. Однако благими намерениями вымощена дорога в ад и это решение приора Филиппа принесет очень много горя в дальнейшем.
Третья сюжетная линия это история Алины, юной дочери графа Ширинга, Бартоломью. Её отец является преданным сторонником Матильды и это приводит его семью к полному краху, когда Уильям Хамлей, сторонник Стефана, коварно нападает на его замок и забирает себе его титул графа (с молчаливого согласия Стефана). Детям Бартоломью, Алине и её младшему брату Ричарду удаётся спастись во время резни и они находят пристанище в Кингсбриджском аббатстве. Однако жестокий и склонный к садизму Уильям Хамлей, ставший графом Ширинга, так просто их не оставит.
Все эти три линии со временем переплетаются в одну мрачную и трагическую историю, разворачивающуюся на фоне кровопролитной войны.
История наполнена весьма мрачными деталями. Начинается она вполне оптимистично и некоторое время производит впечатление типичного «доброго и веселого квеста» от Daedalic, но вскоре становится понятно, что война неизбежно возьмет своё и никого не обойдет её смертоносное внимание. Гибнут люди, рушатся судьбы, каждому из героев суждены потери, но словно луч надежды, в этой трагической истории, возвышается медленно возводящийся Кингсбриджский собор, как памятник человеческой воле и духу. Одной из центральных тем «Ken Folletts The Pillars of the Earth» ,становится вера в Бога. Друг другу противопоставляются приор Филипп и епископ Уолеран Бигод. Оба верующих человека, но каждый из них трактует веру по разному. Если для Филиппа Бог это надежда, вера в лучшее, то для Уолерана Бог - средство достижения своих целей. Их противостояние, пусть не такое динамичное и богатое на сюжетные повороты, как противостояние леди Алины и Уильяма Хамлея, но (на мой взгляд) более глубокое и оставляющие долгое послевкусие.
Геймплейно игра представляет собой квест, который выходил эпизодами (всего три эпизода, длительностью полтора часа каждый). Хоть игра и является квестом, но задачи в ней очень просты и решаются интуитивно. Головоломки в игре вобще отсутствуют, чтобы лишний раз не отвлекать игрока от истории. Присутствует система диалогов и нелинейности прохождения, но слишком уж сильно вам разгуляться не дадут, всё-таки это адаптация книги. так же присутствуют нетипичные QTE-сцены,в которых вам нужно будет нажимать на кнопку в определенный момент. А нетипичны они потому что они неограниченны по времени и нажать на нужную кнопку можно будет хоть через пару минут, как QTE-сцены сцена начнется.
В целом игра понравится всем любителям хорошей истории, которые не любят отвлекаться на слишком сложные головоломки. Огромное удовольствие доставляет следить за переплетением сюжетных линий, а финальная сцена игры, в котором два персонажа, когда-то бывшие врагами, а теперь просто потерявшие всё два старых уставших человека, разговаривают о том к чему привел их путь, вызывает чувство катарсиса.
«Я не увидел там Бога. Когда горел костер я звал его, я искал его, но никого не было. Неужели всё бессмысленно, Филипп? Бог не отвечает мне не потому-что я недостоин, а потому-что .. его вовсе нет? Но ведь это значит, что всё зря, мы умрем и всё, ничего больше не будет, вся наша жизнь не имела никакого смысла. Пожалуйста, Филипп, скажи, что я неправ. Пожалуйста, Филипп.»
Филипп тогда так и не смог ответить на этот вопрос. Но может сможете вы?
Благодарю всех тех, кто дочитал до конца. Обратите внимание на нашу ламповую уютную группу, в которой также появляются новости с обзорами из мира игр и комиксов. Всем заМУРчательного дня и всего хорошего. До новых обзоров.