Обычно, когда в компании далёких от истории людей я представляюсь генеалогом, собеседники вываливают на меня целый вал различных клише и мифов. Постепенно разберу самые популярные из них.
«Ой, толку от вас, всё сочиняете, я и сам так могу».
Исследователь-генеалог не сочиняет. Как и любой профессиональный историк. Нет такой нужды, не стоит такой цели. Учёному абсолютно безразлично, кто был в предках у заказчика исследования. Его задача – этих самых предков найти. Каким образом? На основании документальных свидетельств.
В настоящий момент истории России происхождение человека не даст ему никаких преференций. Ну, может только на светском рауте козырнуть – «А прадед-то мой купцом I гильдии был!». Каким бы ни было происхождение, на настоящем рода оно отражается редко.
Кроме того, каждое исследование – это, в первую очередь, работа с большим массивом документов. Каждый новый шаг в этом исследовании предпринимается на основании определённых улик (назовём их так). Да, «улика» будет подходящим определением, ведь генеалог, как и следователь, последовательно раскрывает определённую историю, в нашем конкретном случае – историю семьи.
Последнее, чем занимается генеалог перед сдачей итогов работы заказчику – оформлением всего хаоса источников в удобоваримый и максимально понятный последовательный рассказ. Здесь может быть место предположением и гипотезам, каждая из которых выдвигается по определённым, подтверждённым документами, обстоятельствам. Хороший генеалог никогда не станет туда вписывать сказки собственного сочинительства.
#генеалогия_мифы