Всем добрый день! Еще с 1999 заинтересовался этими головоломками, когда начали публиковать их сборники. Стало интересно, как они появились и почему именно японские кроссворды. Поинтересуемся...
Решение японского кроссворда - интересный процесс, когда до самого конца не знаешь, что получится, интригует, что окажется на картинке, и будет ли она красивой. Не стану здесь расписывать суть задачи японского кроссворда - этого в гугле хватает. Раньше я не задумывался над тем, кто это интересное занятие придумал и пустил в массы.
Первое, что удалось выяснить, что никакой истории, уходящей корнями в век самураев, нет. Это феномен конца ХХ века. Но родилась головоломка действительно в Японии. Почти одновременно данную концепцию предложили два автора.
Иллюстратор, дизайнер и графический редактор из Японии Нон Ишида черпала вдохновение из двух источников. По ее словам, она еще в 1970 году создала систему графических изображений для общения животных и людей. Не секрет, что японцы и сейчас разрабатывают гаджеты, которые якобы переводят кошачий язык на язык людей и помогают нам в коммуникации с домашними питомцами. В данном случае, Нон Ишида создала графические картинки, что являли собой расчерченные поля, на которых изображались различные пиктограммы, сложенные из черных и белых квадратиков (такое себе примитивное ч/б пиксельное изображение). Ну и назвала она это "нонограммами" (от своего имени "Нон" + "диаграммы"). Так была заложена графическая основа картинок в японских кроссвордах.
Следующим шагом к созданию головоломок стало участие Нон Исиды в 1987 году в токийском художественном конкурсе Window Art. Идея очень проста и то же время необычна - создание художественных композиций ночью на фасадах небоскребов с помощью света в окнах. Ее работа заняла первое место. Тема называлась "Сказка о резчике бамбука" (одна из первых японских легенд VIII века).
Дальше идея Нон Исиды и состояла в том, чтобы создавать такие рисунки, основой которых было изображение небоскреба, расчерченного на квадратики окон. А сама картинка создавалась закрашиванием ячеек, то есть окон. В 1988 году, добавив условие с помощью цифр на полях, она и предложила читателям нескольких развлекательных изданий самим раскрасить окна небоскреба и создать картинку. Такая раскраска и стала нонограммой или, как у нас принято называть, японским кроссвордом. Хотя первым названием первых трех публикаций было "Window Art Puzzles".
Почти одновременно японский изобретатель головоломок Тэцуя Нисио в ряде других изданий публикует головоломки более привычного нам вида, уже без привязки к изображению небоскреба и окон. Назывались они "Paint by numbers" (рисование по числам или номерам).
В обоих случаях изданные нонограммы не пользовались большим успехом. Как ни крути, люди поначалу не очень понимали методику, как их решать. Популярность и большое количество заинтересованных могли бы сдвинуть дело с мертвой точки.
Произошло это в 1989 году, когда известный британский энтузиаст и коллекционер головоломок Джеймс Делгети побывал в Японии в Токио на конференции коллекционеров паззлов. Среди прочих, ему удалось встретиться и с Нон Ишидой, которая показала ему идею и ранее опубликованные в японских изданиях нонограммы.
Именно он поспособствовал тому, чтобы Нон Ишида получила коммерческое предложение на еженедельную публикацию японских головоломок в газете "The Telegraph". Публикации продолжались более года - в 1989-1990 годах. Дальше делопошло, и к 1993-1995 издательство "The Telegraph" выпустило 4 сборника этих кроссвордов.
С 1996 - сам Джеймс Делгети стал публиковать собственный сборник под названием "Griddlers", параллельно с этим почти все известные японские газеты тоже начинают публиковать такие головоломки. С появлением аналогичных сборников в США, ЮАР, европейских странах популярность их выросла и постепенно сформировалась методика и подходы к их решению.
Надо отметить, что значительно облегчило составление и активную публикацию японских кроссвордов создание в средине 90-х Дэйвом Грином и Игорем Лернером компьютерного алгоритма по составлению и решению японских кроссвордов, который назвали "Рic-a-Pix". Сегодня таких программ в интернете довольно много, с их помощью можно составлять, редактировать, проверять на ошибки и единичность решения, а также пошагово решать японские кроссворды.
К 1999 году я точно помню, что такие сборники продавались и в Украине. Лично я такой впервые увидел, когда поехал в детский лагерь летом, его купил один из ребят с нашего отряда. Конечно тогда без подглядывания в ответы не обходилось, но было очень интересно.
А теперь популярность печатных изданий упала, люди чаще решают их онлайн или в мобильных приложениях, хотя мне лично больше нравится делать это на бумаге - нет соблазна включать режим подсказок, меньше устают глаза и удобней работать с крупными вертикально ориентированными кроссвордами.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.