58 подписчиков

История рождения японских кроссвордов

170 прочитали
Всем добрый день! Еще с 1999 заинтересовался этими головоломками, когда начали публиковать их сборники. Стало интересно, как они появились и почему именно японские кроссворды. Поинтересуемся...

Всем добрый день! Еще с 1999 заинтересовался этими головоломками, когда начали публиковать их сборники. Стало интересно, как они появились и почему именно японские кроссворды. Поинтересуемся...

Решение японского кроссворда - интересный процесс, когда до самого конца не знаешь, что получится, интригует, что окажется на картинке, и будет ли она красивой. Не стану здесь расписывать суть задачи японского кроссворда - этого в гугле хватает. Раньше я не задумывался над тем, кто это интересное занятие придумал и пустил в массы.

В итоге решения японского кроссворда можно получить красивые картины
В итоге решения японского кроссворда можно получить красивые картины

Первое, что удалось выяснить, что никакой истории, уходящей корнями в век самураев, нет. Это феномен конца ХХ века. Но родилась головоломка действительно в Японии. Почти одновременно данную концепцию предложили два автора.

Иллюстратор, дизайнер и графический редактор из Японии Нон Ишида черпала вдохновение из двух источников. По ее словам, она еще в 1970 году создала систему графических изображений для общения животных и людей. Не секрет, что японцы и сейчас разрабатывают гаджеты, которые якобы переводят кошачий язык на язык людей и помогают нам в коммуникации с домашними питомцами. В данном случае, Нон Ишида создала графические картинки, что являли собой расчерченные поля, на которых изображались различные пиктограммы, сложенные из черных и белых квадратиков (такое себе примитивное ч/б пиксельное изображение). Ну и назвала она это "нонограммами" (от своего имени "Нон" + "диаграммы"). Так была заложена графическая основа картинок в японских кроссвордах.

Следующим шагом к созданию головоломок стало участие Нон Исиды в 1987 году в токийском художественном конкурсе Window Art. Идея очень проста и то же время необычна - создание художественных композиций ночью на фасадах небоскребов с помощью света в окнах. Ее работа заняла первое место. Тема называлась "Сказка о резчике бамбука" (одна из первых японских легенд VIII века).

Простой пример, как можно создавать картинки с помощью света в окнах
Простой пример, как можно создавать картинки с помощью света в окнах

Дальше идея Нон Исиды и состояла в том, чтобы создавать такие рисунки, основой которых было изображение небоскреба, расчерченного на квадратики окон. А сама картинка создавалась закрашиванием ячеек, то есть окон. В 1988 году, добавив условие с помощью цифр на полях, она и предложила читателям нескольких развлекательных изданий самим раскрасить окна небоскреба и создать картинку. Такая раскраска и стала нонограммой или, как у нас принято называть, японским кроссвордом. Хотя первым названием первых трех публикаций было "Window Art Puzzles".

Почти одновременно японский изобретатель головоломок Тэцуя Нисио в ряде других изданий публикует головоломки более привычного нам вида, уже без привязки к изображению небоскреба и окон. Назывались они "Paint by numbers" (рисование по числам или номерам).

В обоих случаях изданные нонограммы не пользовались большим успехом. Как ни крути, люди поначалу не очень понимали методику, как их решать. Популярность и большое количество заинтересованных могли бы сдвинуть дело с мертвой точки.

Произошло это в 1989 году, когда известный британский энтузиаст и коллекционер головоломок Джеймс Делгети побывал в Японии в Токио на конференции коллекционеров паззлов. Среди прочих, ему удалось встретиться и с Нон Ишидой, которая показала ему идею и ранее опубликованные в японских изданиях нонограммы.

 Джеймс Делгети
Джеймс Делгети

Именно он поспособствовал тому, чтобы Нон Ишида получила коммерческое предложение на еженедельную публикацию японских головоломок в газете "The Telegraph". Публикации продолжались более года - в 1989-1990 годах. Дальше делопошло, и к 1993-1995 издательство "The Telegraph" выпустило 4 сборника этих кроссвордов.

С 1996 - сам Джеймс Делгети стал публиковать собственный сборник под названием "Griddlers", параллельно с этим почти все известные японские газеты тоже начинают публиковать такие головоломки. С появлением аналогичных сборников в США, ЮАР, европейских странах популярность их выросла и постепенно сформировалась методика и подходы к их решению.

Надо отметить, что значительно облегчило составление и активную публикацию японских кроссвордов создание в средине 90-х Дэйвом Грином и Игорем Лернером компьютерного алгоритма по составлению и решению японских кроссвордов, который назвали "Рic-a-Pix". Сегодня таких программ в интернете довольно много, с их помощью можно составлять, редактировать, проверять на ошибки и единичность решения, а также пошагово решать японские кроссворды.

К 1999 году я точно помню, что такие сборники продавались и в Украине. Лично я такой впервые увидел, когда поехал в детский лагерь летом, его купил один из ребят с нашего отряда. Конечно тогда без подглядывания в ответы не обходилось, но было очень интересно.

А теперь популярность печатных изданий упала, люди чаще решают их онлайн или в мобильных приложениях, хотя мне лично больше нравится делать это на бумаге - нет соблазна включать режим подсказок, меньше устают глаза и удобней работать с крупными вертикально ориентированными кроссвордами.

Один из решенных мною кроссвордов (35Х50) из сборника "Цунами" (Украина)
Один из решенных мною кроссвордов (35Х50) из сборника "Цунами" (Украина)

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.