"Лев и собачка". В маленьком рассказе огромный Толстой.

Лева уже здесь, когда у него забрали его собачку, и не думал всех прощать и послушно кланяться.

Лева уже здесь, когда у него забрали его собачку, и не думал всех прощать и послушно кланяться. Его нравственные нормы остались с ним до конца и "Лев и собачка" позволяет практически полновесно вывести знаменитую толстовскую концепцию. Толстой, я напомню в двух словах, предложил задвинуть смирение дальше, а главным посчитать - выполнение библейских правил.

"Лев и собачка" - короткий рассказ, который вошел в список летнего чтения моего племянника, закончившего первый класс. Помимо того, что рассказ предназначен для детей, он не в меньшей степени предназначен для взрослых.

Что ни фраза, то шедевр. Вообще, небольшой текст насквозь пропитан толстовской ненавистью к англичанам в доброй старой традиции Виктора Гюго. Но, если последний делает это не особенно убедительно, уповая на логику и забывая при этом сравнивать с собственной родиной, то с Львом Толстым спорить на эту тему бессмысленно. Лев здесь, кстати, совсем не случаен. Он ни только зверь по сюжету, но и сам писатель.

Одна лишь фраза, что в английском зверинце брали за вход "собаками-кошками на корм" перечеркивает абсолютно все логические потуги иностранцев, потому что в ней вековая ненависть российкого народа к бездушным купцам и людям мелочным. Сколько я помню, у Толстого во многих произведениях упоминается разжиревший английский лорд, воплощение самодовольства и невоздержанности.

Здесь же еще и способ, с помощью которого собачка попадает в зверинец в клетку ко льву, - какой-то англичанин поймал ее на улице и принес. Лев Толстой тут же дополнил образ среднестатистического британца. Нужно заметить, что собачонка потом оказалась из хорошей семьи, что вполне характеризует самого графа Толстого, в свое время по подобному же принципу женившегося и более неудачного брака свет не видывал.

С символами в рассказе тоже все в порядке. Клетка ограничивает свободолюбивую натуру Льва и физически, и духовно. Все мы в клетках. И я, и вы. Сейчас особенно. Льва пытается искушать Сатана, ему предлагают нарушить нравственный выбор и подсовывают других собачек. Но сие довольно нелогично, нужно было помнить, что Лев еще раньше сделал свой выбор - до того, как ему попала в клетку именно эта собачка, всех остальных он съедал. Здесь, как это ни странно, можно найти аналогию с "Лолитой". Любая любовь, пусть и самая извращенная, должна быть до гробовой доски. До чьей именно - вопрос следующий.

Здесь Толстой, кроме всего прочего, изобразил тот самый нормальный брак с женщиной, которого сам не видел - Лев по сути работает в зверинце Львом, получает за это мясо и отдает жене (Собачке). С ней он "иногда играет". Ну, рассказ написан автором уже ближе к пятидесяти годам. Они вместе едят и спят. Идиллия. В толстовском понимании. В моем, так скука беспросветная.

Кстати, любовь совершенно слепа, это тоже хорошо показано, потому что физически Лев не сразу понимает, что остался один. Это Толстой так выразил победу духа над телом. И... на шестой день, согласно Ветхому Завету, был создан человек. То есть, человека по Толстому определяет нравственное чувство. Потому лев и умер на шестой день.

В общем, рассказ на страничку, а написать можно целую диссертацию.

Лева уже здесь, когда у него забрали его собачку, и не думал всех прощать и послушно кланяться.-2