Производство России, 2018 год. Режиссер Павел Дроздов.
Сюжет:
1941 год. Немецко-фашистские войска собираются атаковать город Калинин (Тверь) совершенно верно расценивая его как важный плацдарм для атаки на Москву. Город сотрясают ежедневные налеты авиации. В Калинине паника — люди спешно покидают город, есть дезертиры. На этом фоне в городе действует хорошо организованная группа немецких шпионов.
Начальник местного НКВД Токарев пытается навести в городе порядок. Его дочь Маша влюблена в недавно назначенного коменданта города — Сысоева. В ночной патруль города выходят даже дети — среди которых девочка Александра. Дети замечают как мародеры грабят склады. При попытке их задержать одного из детей убивают. Саша запоминает убийцу. По ее наводке задерживают церковного сторожа, который сдает подельника — это некто Тяпов, живущий в деревне под Калининым. На след Тяпова выходит и дочь начальника НКВД Маша. Сысоев посещает Тяпова и оказывается что они в сговоре — Для Тпова — Сысоев предатель, который хочет «сдать» город, а Сысоев требует встречи с неким «главным». Их разговор прерывает Маша, которая нашла убежище Тпова. Сысоев бежит от Маши через окно.
Тут на деревню (!) зачем то яростно налетает немецкий истребитель Юнкерс Ju-87, который супермен Сысоев сбивает из винтовки Мосина (!). Восхищению Маши нет предела — она любит его еще сильнее!
Тем временем в город пребывает генерал Конев и у комендатуры его встречает толпа митингующих женщин. Женщины требуют транспорт для того чтобы их вывезли из города. Конев их успокаивает и требует себе «теплого супа» (!) Сысоев обещает достать. Конев информирует всех вокруг, что в город идет подкрепление. А Маша узнает что Сысоев женат и очень переживает (Сысоев очень спешил и не успел развестись при переезде в Калинин).
Уголовник Тяпов передает Сысоеву приказ от загадочного «главного», очевидно, - приспешника фашистов - надо взорвать мост. (Даром что немецкие воска наступают с танками и артиллерией и мост им потом будет очень нужен), но...надо! Сысоев идет на мост с диверсантами, но подрыв проваливается. Теперь Сысоев становится уже раскрытым предателем и скрывается в городе. Кроме того на Сысоева доносит одноклассник Маши по имени Йося.
Граждане бегут из города. Бежит и семья девочки Саши. Но девочка стыдит своего отца и отказывается покинуть город. Пристыженный отец идет в добровольцы. В городе Маша возвращается в свою квартиру и видит в ней уголовника Тпова и некоего Тимофеева — правую руку начальника НКВД Громова. Тимофеев то и оказывается тем самым предателем «главным». Здесь же появляется и Сысоев. Между ним и Тимофеевым завязывается жестокая борьба, в которой Сысоев побеждает. Тяпов тоже убит (его выслеживает девочка Саша, но убивает его Сысоев).
На город идут немцы. Все в окопах. Здесь и Громов и Сысоев и Маша. Сысоев рассказывает Громову, что он был внедрен в систему местного НКВД, чтобы выявить предателя. Маша говорит папе ,что это действительно так. В ответ на танковую атаку Сысоев поднимает войска и ополченцев из окопов (!), которые они рыли несколько дней (!) и красноармейцы в лоб бегут на танки еле выдирая ноги из глубокого снега.
Особенности картины:
Главная особенность картины это необыкновенно странный сценарий. Дерганные, нервные диалоги перемежаются нелепыми сценами о которых надо сразу же забывать, так как никакого отношения к сюжету они не имеют — 57.09 — девочка Саша устраивает маме длинную истерику потому что «она не мальчик» (минут пять истерит) 33.33 - Сысоев сбивает выстрелом из винтовки немецкий самолет, но это потом вообще не упоминается и никак не отражается в сюжете. Об этом просто все забывают (!). 1.42 — медсестра вероятно тащит раненного куда то по снегу (хотя никакой атаки еще не было), а как потом оказывается в руке у нее пропуск к немцам (!). Куда она его тащила, с какой целью лучше наверное и не знать. 1.21 — уголовник Тяпов тяжело ранит Машу, но через несколько минут она уже прыгает в окопах как ни в чем не бывало… что это было? Непонятно. Сцены фильма слабо связаны друг с другом. Сюжетная линия едва прослеживается.
Удивительной по своей нелепости кажется заключительная сцена. Несколько дней солдаты и ополченцы города роют окопы в промерзшей земле и чуть только на горизонте показываются танки они их бросают (!) чтобы по глубокому снегу побежать на танковые пулеметы.
Вместе с тем, картину отличает хорошая игра очень хороших актеров (Мерзликин, Робак, Бероев) — в своих ролях они традиционно выглядят убедительно.
Но в целом, конечно, очень странный сценарий, по моему мнению,закатал в бетон все попытки хороших актеров сделать действительно хорошее кино.