23 подписчика

Фильм «Прощаться не будем» - жестокий мальчик прочитал Деду Морозу всего Бродского (навеяло).

Производство России, 2018 год. Режиссер Павел Дроздов.

Кадр из фильма "Прощаться не будем". Режиссер Павел Дроздов
Кадр из фильма "Прощаться не будем". Режиссер Павел Дроздов

Сюжет:

1941 год. Немецко-фашистские войска собираются атаковать город Калинин (Тверь) совершенно верно расценивая его как важный плацдарм для атаки на Москву. Город сотрясают ежедневные налеты авиации. В Калинине паника — люди спешно покидают город, есть дезертиры. На этом фоне в городе действует хорошо организованная группа немецких шпионов.

Начальник местного НКВД Токарев пытается навести в городе порядок. Его дочь Маша влюблена в недавно назначенного коменданта города — Сысоева. В ночной патруль города выходят даже дети — среди которых девочка Александра. Дети замечают как мародеры грабят склады. При попытке их задержать одного из детей убивают. Саша запоминает убийцу. По ее наводке задерживают церковного сторожа, который сдает подельника — это некто Тяпов, живущий в деревне под Калининым. На след Тяпова выходит и дочь начальника НКВД Маша. Сысоев посещает Тяпова и оказывается что они в сговоре — Для Тпова — Сысоев предатель, который хочет «сдать» город, а Сысоев требует встречи с неким «главным». Их разговор прерывает Маша, которая нашла убежище Тпова. Сысоев бежит от Маши через окно.

Тут на деревню (!) зачем то яростно налетает немецкий истребитель Юнкерс Ju-87, который супермен Сысоев сбивает из винтовки Мосина (!). Восхищению Маши нет предела — она любит его еще сильнее!

Тем временем в город пребывает генерал Конев и у комендатуры его встречает толпа митингующих женщин. Женщины требуют транспорт для того чтобы их вывезли из города. Конев их успокаивает и требует себе «теплого супа» (!) Сысоев обещает достать. Конев информирует всех вокруг, что в город идет подкрепление. А Маша узнает что Сысоев женат и очень переживает (Сысоев очень спешил и не успел развестись при переезде в Калинин).

Уголовник Тяпов передает Сысоеву приказ от загадочного «главного», очевидно, - приспешника фашистов - надо взорвать мост. (Даром что немецкие воска наступают с танками и артиллерией и мост им потом будет очень нужен), но...надо! Сысоев идет на мост с диверсантами, но подрыв проваливается. Теперь Сысоев становится уже раскрытым предателем и скрывается в городе. Кроме того на Сысоева доносит одноклассник Маши по имени Йося.

Граждане бегут из города. Бежит и семья девочки Саши. Но девочка стыдит своего отца и отказывается покинуть город. Пристыженный отец идет в добровольцы. В городе Маша возвращается в свою квартиру и видит в ней уголовника Тпова и некоего Тимофеева — правую руку начальника НКВД Громова. Тимофеев то и оказывается тем самым предателем «главным». Здесь же появляется и Сысоев. Между ним и Тимофеевым завязывается жестокая борьба, в которой Сысоев побеждает. Тяпов тоже убит (его выслеживает девочка Саша, но убивает его Сысоев).

На город идут немцы. Все в окопах. Здесь и Громов и Сысоев и Маша. Сысоев рассказывает Громову, что он был внедрен в систему местного НКВД, чтобы выявить предателя. Маша говорит папе ,что это действительно так. В ответ на танковую атаку Сысоев поднимает войска и ополченцев из окопов (!), которые они рыли несколько дней (!) и красноармейцы в лоб бегут на танки еле выдирая ноги из глубокого снега.

Особенности картины:

Главная особенность картины это необыкновенно странный сценарий. Дерганные, нервные диалоги перемежаются нелепыми сценами о которых надо сразу же забывать, так как никакого отношения к сюжету они не имеют — 57.09 — девочка Саша устраивает маме длинную истерику потому что «она не мальчик» (минут пять истерит) 33.33 - Сысоев сбивает выстрелом из винтовки немецкий самолет, но это потом вообще не упоминается и никак не отражается в сюжете. Об этом просто все забывают (!). 1.42 — медсестра вероятно тащит раненного куда то по снегу (хотя никакой атаки еще не было), а как потом оказывается в руке у нее пропуск к немцам (!). Куда она его тащила, с какой целью лучше наверное и не знать. 1.21 — уголовник Тяпов тяжело ранит Машу, но через несколько минут она уже прыгает в окопах как ни в чем не бывало… что это было? Непонятно. Сцены фильма слабо связаны друг с другом. Сюжетная линия едва прослеживается.

Удивительной по своей нелепости кажется заключительная сцена. Несколько дней солдаты и ополченцы города роют окопы в промерзшей земле и чуть только на горизонте показываются танки они их бросают (!) чтобы по глубокому снегу побежать на танковые пулеметы.

Вместе с тем, картину отличает хорошая игра очень хороших актеров (Мерзликин, Робак, Бероев) — в своих ролях они традиционно выглядят убедительно.

Но в целом, конечно, очень странный сценарий, по моему мнению,закатал в бетон все попытки хороших актеров сделать действительно хорошее кино.