Для М.
Сидя в тюрьме, маркиз Жильбер де Ла Файет, генерал, боевой офицер, герой американской революции, мог в мыслях видеть для себя только два пути. Сгнить заживо в одиночке или отправиться на эшафот. Но если вы хотите сказать что-то одно о Лафайете – скажите, что он был удачно женат.
- Бонд. Джеймс Бонд.
- Ла Файет. Маркиз де Ла Файет… Мари-Жозеф Поль Ив Рош Жильбер дю Мотье, маркиз де Ла Файет.
Родился будущий герой трех революций в 1757-ом году, во Франции, в провинции Овернь. Имя свое (ну, ту часть его, которая «Жильбер») получил в честь славного предка, соратника самой Жанны Д’Арк. Так что, надо было соответствовать. Тринадцати лет юный маркиз пошел стопами киногероя фильма «Курьер» и запишется в ряды черных мушкетеров Его Величества.
Представитель высшей аристократии и офицер, однако, довольно прохладно относился к абсолютной монархии. То ли успел начитаться всяких вольнодумцев, типа Вольтера. То ли невзлюбил жену монарха – Марию-Антуанетту. Она как-то раз имела вольность заметить, что, дескать, Лафайет «плохо танцует». А всего через двадцать лет рассталась с головой на гильотине. Потому что никто не смеет шутить с Жильбером. Никто.
Как бы то ни было. В 1776-ом году Лафайет решает ехать в Америку и повоевать за чужую свободу. Там как раз идет война за освобождение колоний от гнета английского короля Георга Третьего. Надоумил Жильбера на это… родной брат Георга – Уильям. Такая вот семейка. Людовику, правда, не понравилась идея о том, что с королями можно воевать, и он подписал документ об аресте Лафайета. Но тот на свои деньги снарядил корабль и успешно отчалил.
- Очень все это здорово, товарищ Лафайет, - сказало новое американское правительство, - но у нас нет денег, чтобы оплатить ваши услуги.
- Зачем мне ваши деньги, - удивился Лафайет, - у меня своих сколько угодно.
- Нет препятствий патриотам, - ответили обрадованные американцы.
Кроме того, юный маркиз был единственным, кто из всего табуна гордых французских офицеров знал хотя бы два слова по-английски.
"Этот молодой сумасшедший маркиз де Лафайет, который, не довольствуясь тем, что открыл Америке своё сердце, открыл ей и свой кошелёк", ёрничал потом Бомарше.
И ведь так оно и было. Маркиз начал службу в роли адъютанта Джорджа Вашингтона. Эти двое настолько скорешились, что Лафайет назвал своего сына Жоржем. Вашингтоном. Жоржем Вашингтоном де Лафайетом.
В сражении при Брендивайне 11 сентября 1777 года армия начнет беспорядочно отступать.
- Стоять, ссыкуны, - заорет Лафайет и как Болконский начнет останавливать беглецов.
Продолжая это сравнение – Жильбер сразу же оказывается тяжело ранен. Вашингтон вытаскивает братюню с поля боя и сдает медикам, мол «это брат мой, я тащил его десять километров».
Лафайету везет и он остается жив. Дальше он служит под началом генерала Грина, бывшего кузнеца, не видя для себя ничего зазорного в такой службе. Но скоро уходит на повышение и получает собственную дивизию в командование.
- Это же бомжи с палками, - говорит Лафайет.
- Ну, типа того, - говорит американский генштаб.
- Ой, да не важно, - отвечает Лафайет.
И на свои деньги вооружает и снабжает 1200 солдат. А потом и большую часть Северной армии. Заодно подкупает местные индейские племена. Не офицер, а золото.
- Дружище Вашингтон, - сказал как-то раз Лафайет, - раз мы освободили колонии от англичан, может, дадим свободу всем и освободим рабов?
- Ну, ты шутканул, братан, - ответил Джордж, - кого ещё «освободим»? Микроволновку, может?
Но Лафайет совсем не шутил. Он купит большой участок земли в Гвиане, куда станет заселять выкупленных и освобожденных им рабов.
Лафайет провоевал в колониях четыре года. Американцы по достоинству оценили его заслуги. Лафайет получил звание почетного гражданина США и генеральский чин, ему будет поставлен памятник в столице. Популярен он был настолько, что выпускали моднейшие перчатки с его портретом.
В 1781-ом году Лафайет возвращается во Францию. Людовик, помня про подписанный ордер на арест, побухтел немного, но не решился трогать героя. Да и было много другого, на чем следовало бы сосредоточиться. В конце 18-ого века Францию все больше сотрясают революционные возмущения. В 1789-ом году восставшая толпа штурмом берет Бастилию. В центре этой заварушки, разумеется, оказывается Лафайет. Бунтовщики торжественно вручают ему ключ от Бастилии. Очень символичный жест, но на брелок его не прицепишь, так что Жильбер передаривает ключ своему другану Вашингтону. Мол, от нашей революции – вашей.
Людовик, лед под которым опасно трещал на мотив «Марсельезы», решает прибрать толкового офицера к рукам и назначает Лафайета командиром Нацгвардии. Чем подгадил ему от всей души. 17 июля 1781-го года на Марсово поле стала стекаться гигантская толпа революционеров, требовавшая от короля подписания петиции на отречение. Нацгвардия и лично Лафайет пытались угомонить народные массы, но тщетно. Радикально настроенные санкюлоты в гробу видали мирные демонстрации.
В гвардию полетели камни, в Лафайета выстрелили из толпы, но промахнулись. У гвардейцев сдали нервы и одна пушка дала картечный выстрел по бунтовщикам. Лафайет грудью закрыл второе орудие, запрещая стрелять, но было поздно. По разным оценкам от 10 до 50 человек были убиты. Так Лафайет оказался между двух огней – одни считали его предателем революции, а другие изменником королю.
- Лафайет, - сказал Людовик, - ты ниче там не перепутал в какую сторону воевать, ало?
Так что, когда Людовик попытался сбежать из Парижа, Лафайет, по долгу службы обязанный этого самого короля охранять, спал себе и ухом не повел.
Людовика с женой немного подсократили в росте на гильотине, а в жизни Лафайета началась чернейшая полоса. Он попадет под удар новых радикально настроенных властей и попытается бежать от ареста. Увы, в Австрии его поймают, и на долгие годы Жильбер окажется в каземате...
Авторская история из моего паблика: https://vk.com/blinddogpit
Окончание истории в следующей статье.