О высоком происхождении крестных фей и вообще сказочных волшебниц я рассказала в прошлой статье. А в этой — история самой известной феи, кроме, конечно, сестры короля Артура Морганы. Но, строго говоря, феей она не была. Впрочем, о ней — в другой раз. А сейчас речь идет о Мелюзине которая может похвастаться реальными отпрысками.
Формальная уроженка Бретани (формальная — потому что выросла на Авалоне), Мелюзина числилась феей источника в местном лесу. Там она и находилась в момент судьбоносной встречи с будущим супругом, наслаждаясь, очевидно, погожим деньком. В этот момент ее и увидел Раймондин, племянник графа Пуатье. Молодой человек скрывался в чаще, потому что этого самого дядю случайно пристрелил на охоте. Ну или неслучайно. Увидев одинокую красавицу, он немедленно влюбился и позвал ее замуж. Впрочем, по некоторым данным, Раймондин позвал замуж не просто за красивые глаза, а когда Мелюзина пообещала ему, что он получит оправдательный приговор, разбогатеет и станет многодетным отцом — если женится на ней, само собой. Беглец от правосудия согласился — любовь любовью, а финансовое обеспечение надежнее. При этом Мелюзина поставила одно условие — муж не должен посещать ее покои по субботам. Раймондин удивился, но согласился.
На том они и сошлись и вернулись в Пуату, где Мелюзина стала выполнять свои обещания, так что у четы появились обширные земельнеы угодья и замки. Возведение замков вообще было увлечением Мелюзины, делала она это легко и быстро, и первым замком стал Лузиньян. Все семейство также получило эту фамилию. Мелюзина же без отрыва от архитектурных работ родила мужу восемь сыновей и двух дочерей. И все было бы хорошо, если бы не брат Раймондина. Такая активность родственницы, встреченной в лесу, ему не понравилась. Плюс по одной из версий он был священником и, конечно, заподозрил какой-то подвох. Он-то и убедил брата все-таки нарушить условие и посмотреть, чем занимается его жена по субботам. Мелюзина по субботам мылась и в этом не было бы ничего особенного, если бы не тот факт, что именно в этот день ее ноги превращались в змеиный хвост — или в два таких хвоста. Впрочем, есть вариант и с рыбьим хвостом, но первичен все-таки хвост змеи. Сказать, что добрый христианин был поражен — это ничего не сказать.
И тут необходимо рассказать предысторию. Дело в том, что Мелюзина была дочерью феи Прессины и короля Альбы (Шотландии или части Шотландии) Элинаса. Кроме нее, в семье было еще две дочки — Мелиора и Палатина. Однако мама вместе с дочками ушла от папы, когда тот без спроса вошел в комнату к жене, когда она то ли купала ребенка, то ли рожала. Что он там увидел — неизвестно, однако Прессина обиделась и подала на развод, вернувшись с детьми на Авалон. Когда же Мелюзине исполнилось 15 лет, она решила узнать, почему папа все эти годы не водил в парк аттракционов, игнорировал утренники и последние звонки — ну вы понимаете. Узнала, обиделась на отца и решила его наказать. Заодно и уговорила сестер помочь ей в этом деле. Юные феи отомстили отцу-королю в буквальном образе заточив его в горе. Вместе с его сокровищами — видимо, чтобы не скучал, пока будет сидеть. После чего они рассказали обо всем матери, но та такой максимализм не оценила и изгнала дерзких девиц за неуважение хоть и к блудному, но все-таки отцу. А Мелюзине как зачинщице придумала персональное наказание — с тех пор у девушки каждая суббота была трудным днем. Вот такая наследственность.
Изучив мамин опыт, Мелюзина решила не сжигать мосты и на первый раз простила Раймондина. Но это все равно не помогло. В семье случилось несчастье — один из сыновей убил другого в ходе неясного конфликта. Раймондин расстроился и отыгрался на жене — в присутствии свиты обозвал ее змеей. Тут уж фея разозлилась, превратилась в дракона и улетела от неблагодарного мужа, даже отказавшись подавать на раздел имущества. И даже зачем-то оставила два волшебных кольца, после чего эффектно облетела родной замок трижды, раскричавшись на всю округу и умчалась. С тех пор Мелюзина криком предупреждала своих потомков Лузиньянов, когда им грозила беда. Крик ее как будто слышали, когда рухнул и сам замок Лузиньян. Впрочем, возможно, это кричали гугеноты и католики, которые в это время азартно истребляли друг друга.
Позже Мелюзину стали считать не феей, а зловредным суккубом, демоницей — не без влияния священников, конечно. Изображали ее тоже по-разному: с двумя змеиными хвостами, рыбьим хвостом, а иногда с чешуей и крыльями дракона. Кстати, классическую Мелюзину с двумя хвостами хорошо знают завсегдатаи кофейни Starbucks — она изображена на логотипе.
На самом деле, Мелюзину с ее хвостами можно считать упрощенной версией богинь земли и воды (древние эти пространства не разделяли), которых часто изображали с рептилиями или чертами змеи. Например, такова критская «богиня со змеями». Подобные богини были у египтян (Меритсегер, Уаджит). Греки рассказывали истории о Ламии, деве-змее, соблазнительнице мужчин и похитительнице детей. Богиня земли вступала в священный брак с богом неба и начинался мир. Это древнейшая пара богов, которая встречается даже у первобытных народов.
Что касается потомков Мелюзины, то Лузиньяны любили ходить в крестовые походы, иногда так удачно, что даже становились королями Иерусалима (Ги де Лузиньян) и Кипра (островом правили 18 представителей этой фамилии). Ирония судьбы: отпрыски феи воевали против мусульман за христианскую веру.