В Узбекистане за назначение пособий будет отвечать электронная система. Это поможет избежать формализма и бюрократии

  Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане за назначение пособий будет отвечать электронная система, созданная на деньги ЮНИСЕФ, сообщает корреспондент Podrobno.

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане за назначение пособий будет отвечать электронная система, созданная на деньги ЮНИСЕФ, сообщает корреспондент Podrobno.uz со ссылкой на данные Минфина.

В нашей стране уделяется большое внимание широкому внедрению современных информационных технологий в систему государственного управления и процессы оказания госуслуг населению для устранения излишнего бумажного документооборота и уменьшения волокиты. Актуальность и важность удаленного предоставления ряда сервисов становится особенно очевидной в период коронавирусной пандемии, когда значительная часть населения остается дома, соблюдая карантинные меры.

Среди таких государственных услуг – выплата пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей в возрасте до 14 лет, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет и материальной помощи малообеспеченным семьям (далее – социальные пособия). К сожалению, при их назначении случаются проявления формализма и бюрократии. С учетом этого пришло время освободить семьи, нуждающиеся в помощи, от сбора различных справок и других подтверждающих документов.

Для устранения проблемы Министерство финансов изучило международный опыт и способы налаживания подобных процессов за рубежом. Установлено, что во многих развитых странах внедрена автоматизированная система назначения населению помощи в виде денег или продуктов. На основе этих исследований была создана информационная система (ИС) "Единый реестр социальной защиты". С октября 2019 года она используется в экспериментальном порядке в Сырдарьинской области.

Ниже мы постараемся максимально подробно рассказать о ее сути и преимуществах.

Что это за система?

Единый реестр представляет собой автоматизированную информационную систему, которая сама, без человеческого фактора определяет потребность семьи (гражданина) в назначении социальных пособий, осуществляет и контролирует выплаты, ведет учет расходов.

Для единого реестра требуются копии паспорта члена семьи (для взрослых), свидетельства о рождении (для детей) и свидетельства о регистрации брака (при наличии), которые предоставляются через органы махалли и Пенсионный фонд.

Иные сведения, необходимые для определения нуждаемости семьи (о доходах членов семьи (заработной плате, пенсиях, стипендиях, имеющейся недвижимости, автотранспортных средствах, безработных и другие), автоматически получаются в электронном виде из других органов.

Посредством системы в режиме реального времени осуществляется электронный обмен 20 видами информации с базами данных 9 министерств и ведомств – Агентства государственных услуг (отделения ЗАГСа), Министерства финансов и Пенсионного фонда, Госкомземгеодезкадастра, Государственного налогового комитета, Министерства занятости и трудовых отношений, Государственного центра персонализации, Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел и Народного банка.

Исходя из установленных законодательством критериев и норм, на основании полученных данных ИС самостоятельно назначает или отклоняет назначение социального пособия заявителю. Решение доводится до него посредством SMS-сообщения.

На следующих этапах эта система будет охватывать все виды государственной помощи нуждающимся в социальной защите в виде средств или продуктов (посещение дошкольного образовательного учреждения без внесения родительской платы, обеспечение школьников бесплатным набором учебников, предоставление бесплатных или льготных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения, выплата стартового взноса по ипотечному кредиту и другие).

Каковы плюсы "Единого реестра"?

Резко облегчается процесс подачи заявления нуждающимися. Сейчас они в зависимости от конкретного случая должны предоставлять справки о составе и доходах семьи, копии свидетельств о рождении детей, выписки из решений органов опеки и попечительства и другие документы. Нередко получение этих справок затягивается или становится невозможным по вине тех, кто должен их выдавать.

Назначение или отказ в назначении пособий становятся максимально прозрачными.

В настоящее время после сбора документов производится расчет доходов заявителя и членов его семьи. Его дом посещает специальная комиссия из 5 человек, которая изучает материальное и имущественное положение семьи и передает заключение в другую комиссию из 15 старейшин схода граждан махалли. Уже те принимают решение о назначении или отказе в назначении социального пособия.

В этом процессе отсутствует прозрачность, большое влияние оказывает человеческий фактор. А внедрение информационной системы полностью исключит его, как описано выше.

Также ИС позволит автоматически идентифицировать всех граждан, нуждающихся в социальной помощи, и адресно им ее оказывать. Сегодня государство уже предоставляет различные виды помощи малообеспеченным, но отсутствует единая база данных о соответствующих мерах и затратах.

Возможность формирования и анализа большого количества данных в разрезе городов и районов, в том числе для определения уровня и источников доходов малообеспеченных граждан, изучения их по возрасту, гендерному составу и другим показателям. В результате будут созданы широкие возможности для качественного совершенствования государственной системы социальной защиты.

Сколько потрачено на создание системы и какие организации помогают в ее внедрении?

Примечательно, что на формирование "Единого реестра" до сих пор не было потрачено ни копейки из Государственного бюджета. Все расходы покрываются из привлеченных грантовых средств представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане (610 тысяч долларов США на 2019-2021 годы). На сегодня день за счет этих средств:

– специализированной международной компанией Development Pathways создана информационная система "Единый реестр";
– приобретено серверное оборудование, персональные компьютеры, принтеры и иная техника для экспериментальной работы в Сырдарьинской области;
– продолжается работа по совершенствованию информационной системы и расширению ее функций.

Кроме того, до конца нынешнего года в целях дальнейшего внедрения "Единого реестра" в республике будет привлечено 5 миллионов долларов от Всемирного банка. За счет этих средств будут приобретены необходимые серверные устройства и компьютерная техника для более чем 200 районных и городских отделений Пенсионного фонда, обучены ответственные сотрудники и проведена другая организационная работа.

Какими документами регулируется применение "Единого реестра"?

"Единый реестр" введен в Сырдарьинской области постановлением Кабинета Министров от 13 апреля 2019 года № 308. Этим постановлением утверждено временное положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям области через информационную систему "Единый реестр социальной защиты".

С учетом недостатков и проблем, выявленных в ходе эксперимента, информационная система еще более усовершенствована, а временное положение обновлено постановлением Кабинета Министров от 15 мая 2020 года № 286. В настоящее время готовится проект документа о поэтапном внедрении "Единого реестра" в остальных 13 регионах Узбекистана.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.