Вторые по степени почитания кровати - французы. Они единственные собрали историю самых лучших, самых выдающихся кроватей в увесистую книгу под называнием «Le lit» (кровать) .
Людовик XIV обожал валяться в кровати, часто собирая советников прямо в королевской опочивальне. Говорят, у него было 413 кроватей, и самыми любимыми были самые широкие и помпезные.
Кстати, традиция устраивать напыщенные парадные спальни восходит к временам правления французского короля Людовика XIV. Пробуждение и отход ко сну знаменитого короля сопровождались пышными церемониями, в которых участвовало пол дворца. А сама королевская спальня из места умиротворения превратилась в роскошный зал. В последующую эпоху ампира, мода на парадные спальни исчезла, но любовь к величественным кроватям не уменьшилась.
Вот как выглядела характерная для того времени кровать: ложе находилось на высоком постаменте из красного дерева, оно было увенчано прекрасным пышным балдахином. Интересно, что кровать не имела традиционных для современности ножек, она опиралась на кубы или сплющенные шары. Зеркало часто висело на стене за кроватью, а сама кровать стояла вдоль стены, а не перпендикулярно к ней, что было популярно в прежние эпохи. Ложе хозяина "охраняли" грифоны, львы или сфинксы, вырезанные по углам. Пьедестал возвышал человека над остальным миром, это характерно для наполеоновской эпохи.
Зеркальная галерея Версаля, покои Людовика XIV
Людовик XIV сознательно выбрал для себя комнаты, расположенные в старом дворце Людовика XIII. В кабинете королевского совета сохранился стол, за которым был подписан Версальский договор в 1919 г. , и камин из красного мрамора.
В королевской спальне парадная кровать, отделенная от основного зала изящной балюстрадой. Посетители могли подойти к балюстраде, но не пересечь ее.
Людовик XIV сознательно оставил а своем распоряжении столь не значительное пространство частной жизни. Он в полной мере осознавал, что девиз «Государство - это я» означает полное подчинение жизни монарха интересам Родины.
Спальня расположена через стену от зеркальной галереи, точно на оси симметрии всего здания. В этом тоже есть определенный смысл. Король-Солнце, выглядывая из окон, видел перед собой не сад и парк, а расширяющиеся рупором дворцовые дворы. Возможно, ему казалось, что так будет легче слышать просьбы, исходящие от народа.
Кровать lit d’ange имела навес, который покрывал всю кровать, снизу не было никаких опор, занавески откидывались назад, а стеганое покрывало свисало вниз до самого пола. Существовало несколько видов кроватей lit d’alcove, lit de bout, lit de glace и другие. Кровать lit de parade Людовика XIV в Версале была огромной по своим размерам.
Официальное ложе Людовика XIV. По этикету, каждое утро король возвращался (от фаворитки или королевы) в свою официальную кровать, после чего, приходил камердинер, который уговаривал короля встать и заняться государственными делами. Король потягивался, вставал и начинал ждать вельмож, которые один за другим приносили предметы королевского туалета в зал. Иногда один из вельмож запаздывал, и король, который не мог позволить накинуть камзол до чулок, ждал абсолютно голый, когда принесут нужную вещь. Людовик XIV любил театр.