Найти тему
Книжный шкаф — детям

Как помочь ребёнку справиться со страхом

Оглавление

Я думаю, такая картина вам знакома.

Представьте себе жаркий день, пляж. Папа учит маленькую дочь плавать. Она боится, плачет и всеми силами отбивается. Папа, надо сказать, заботливый и спокойный. Он объясняет: «Ты должна быть сильнее своего страха!» Но помогает ли это ребенку?

Как в этой ситуации поступаете вы? Что делаете вы, когда ребенок боится идти ночью в туалет? Боится заглянуть в шкаф? Сбросить паука? Боится сесть на велосипед? Или пойти в школу?

Делитесь в комментариях своими историями и советами.

А я поделюсь с вами своей простой и действенной техникой. Литературной:)

Однажды я готовилась к выступлению на конференции для неравнодушных родителей. Собирала материал по теме «Как помочь ребёнку справиться со страхом и не начать бояться самому?».

И вот за обедом в кафе нахожу забытую детскую книгу с замечательными стихами Маши Рупасовой. А там - готовая техника!😀

САМОВНУШЕНИЕ

Это шкаф.
А в нем — пальто,
А в пальто — совсем никто.
И не двигаются
Два
Рукава.
Рукава его
Пусты,
Ворот полон
Пустоты,
А еще —
У ворота —
Пуговка отпорота.
И никто-никто-никто
Не сидит
Внутри
Пальто.

Это отличный пример того, как можно справиться со страхами. Разграничить!

Что есть у пальто, а чего у него совсем нет?

А на вопрос родителей: «Как бороться со страхом?» я отвечаю: никак. Страх - глубоко инстинктивная программа. Бороться с ней невозможно.

Но можно сделать вот что:

  • дать страху место в жизни,
  • принять это чувство ребёнка,
  • отразить его,
  • контейнировать, то есть вернуть ребенку менее испуганного себя.

Что означает "контейнировать"?

Это дать возможность ребенку почувствовать себя спокойным, устойчивым человеком, который может сделать, взять, сказать...

Иллюстрация из книги С.Прокофьевой "Сказка о ленивой девочке Маше"
Иллюстрация из книги С.Прокофьевой "Сказка о ленивой девочке Маше"

Мы должны придать хаосу аффекта смысл и значение. Эмоции ребенка всегда чуть сильнее, чем он может «переварить». Ему нужна контейнирующая фигура. Иначе мозг ребенка реагирует запредельным торможением.

Задача мамы и папы вернуть ребенку эмоциональный баланс. На консультации мы с родителями прямо тексты составляем для каждой ситуации детского страха.

Объясню на нашем примере.

Как можно было поддержать ребенка в такой ситуации?

Попробуйте сказать:

- Ты дрожишь и не хочешь идти в реку (этим мы выделим переживание из фона).

- Наверное, ты испугалась, ведь там глубоко, а ты не умеешь плавать (исследует чувство).

- Это нормально пугаться, когда делаешь что-то впервые, да еще и в таком глубоком месте (задаем смысл).

- Слушай, я предлагаю потренироваться на суше, а потом в воде у берега, прежде чем ты решишь попробовать плавать на глубине (предлагаем варианты).

- Ну что полегчало? Как ты чувствуешь себя другой? (ассимилируем опыт).

Да, а потом можно вместе почитать искреннюю и задорную книжку Маши Рупасовой «С неба падали старушки».

Екатерина Майдибор,

-2
РЕКОМЕНДУЕМ новую рубрику: #кшд - психология