Я думаю, такая картина вам знакома.
Представьте себе жаркий день, пляж. Папа учит маленькую дочь плавать. Она боится, плачет и всеми силами отбивается. Папа, надо сказать, заботливый и спокойный. Он объясняет: «Ты должна быть сильнее своего страха!» Но помогает ли это ребенку?
Как в этой ситуации поступаете вы? Что делаете вы, когда ребенок боится идти ночью в туалет? Боится заглянуть в шкаф? Сбросить паука? Боится сесть на велосипед? Или пойти в школу?
Делитесь в комментариях своими историями и советами.
А я поделюсь с вами своей простой и действенной техникой. Литературной:)
Однажды я готовилась к выступлению на конференции для неравнодушных родителей. Собирала материал по теме «Как помочь ребёнку справиться со страхом и не начать бояться самому?».
И вот за обедом в кафе нахожу забытую детскую книгу с замечательными стихами Маши Рупасовой. А там - готовая техника!😀
САМОВНУШЕНИЕ
Это шкаф.
А в нем — пальто,
А в пальто — совсем никто.
И не двигаются
Два
Рукава.
Рукава его
Пусты,
Ворот полон
Пустоты,
А еще —
У ворота —
Пуговка отпорота.
И никто-никто-никто
Не сидит
Внутри
Пальто.
Это отличный пример того, как можно справиться со страхами. Разграничить!
Что есть у пальто, а чего у него совсем нет?
А на вопрос родителей: «Как бороться со страхом?» я отвечаю: никак. Страх - глубоко инстинктивная программа. Бороться с ней невозможно.
Но можно сделать вот что:
- дать страху место в жизни,
- принять это чувство ребёнка,
- отразить его,
- контейнировать, то есть вернуть ребенку менее испуганного себя.
Что означает "контейнировать"?
Это дать возможность ребенку почувствовать себя спокойным, устойчивым человеком, который может сделать, взять, сказать...
Мы должны придать хаосу аффекта смысл и значение. Эмоции ребенка всегда чуть сильнее, чем он может «переварить». Ему нужна контейнирующая фигура. Иначе мозг ребенка реагирует запредельным торможением.
Задача мамы и папы вернуть ребенку эмоциональный баланс. На консультации мы с родителями прямо тексты составляем для каждой ситуации детского страха.
Объясню на нашем примере.
Как можно было поддержать ребенка в такой ситуации?
Попробуйте сказать:
- Ты дрожишь и не хочешь идти в реку (этим мы выделим переживание из фона).
- Наверное, ты испугалась, ведь там глубоко, а ты не умеешь плавать (исследует чувство).
- Это нормально пугаться, когда делаешь что-то впервые, да еще и в таком глубоком месте (задаем смысл).
- Слушай, я предлагаю потренироваться на суше, а потом в воде у берега, прежде чем ты решишь попробовать плавать на глубине (предлагаем варианты).
- Ну что полегчало? Как ты чувствуешь себя другой? (ассимилируем опыт).
Да, а потом можно вместе почитать искреннюю и задорную книжку Маши Рупасовой «С неба падали старушки».
РЕКОМЕНДУЕМ новую рубрику: #кшд - психология