Найти тему
Реальная Турция

Рамадан в Турции. Пить или не пить - вот в чём вопрос

Оглавление

Так уж получилось, что темы веры и религии в своих текстах я старалась не касаться, тем более сейчас, когда народ в массе своей стал таким чувствительным. Боишься сделать шаг в сторону, чтобы ненароком не задеть чьи-то чувства.

Мечеть Сулеймание, Стамбул. Источник фото buzzfeed.com
Мечеть Сулеймание, Стамбул. Источник фото buzzfeed.com

Однако на днях мне совершенно спонтанно захотелось об этом написать. Прежде всего потому, что эта тема сквозит во многих комментариях к моим статьям. Это - основное противоречие и препятствие, это - главная причина для осуждения, непонимания и любопытства. Поначалу я даже была шокирована отсталостью некоторых комментаторов, которые даже сейчас, в век высоких технологий, открытых границ и доступной информации, полагают, что в Турции царит шариат, многоженство, мужская тирания и прочие негативные (по их мнению) черты исламской культуры. Многие до сих пор уверена, что по улицам у нас скачут янычары в фесках с ятаганами наголо.

Мне вообще непонятно, с чего вдруг такое неприятие. Наши государства и народы во многом схожи, а в отношении религии так вообще - один в один.

Сто лет назад после прихода к власти Ататюрка с его продвинутыми проевропейскими взглядами, соблюдать религиозные догмы и вообще как-то демонстрировать веру в прогрессивном обществе стало "немодно". Тех, кто продолжал это делать, считали необразованными "деревенщинами" и смотрели на них сверху вниз. Но примерно в конце 80-х, когда экономическая и политическая ситуация в Турции оставляла желать лучшего, пришло время вспомнить про национальное единство, духовность и прочие скрепы. И хотя старая гвардия ещё сопротивлялась, постепенно в обществе стала закрепляться мысль о возвращении к истокам. Вплоть до середины 90-х годов продолжались эти метания, пока скрепы окончательно не победили.

На этих чувствах, кстати, в свое время и сыграла партия Эрдогана в погоне за властью. Схема стара как мир. Дай народу что-то, чего они когда-то были лишены, добавь капельку национального превосходства - и они у тебя в кармане. На самую верхушку власти постепенно вскарабкался он - правоверный семьянин, "от сохи" и из народа. И вот уже женщинам разрешено носить платок на работу или учебу, повсюду снова открылись религиозные школы, а новые мечети стали появляться как грибы после дождя. Немудрено, что масса людей, как старого, так и нового поколения, на радостях заново уверовали, а носить платок и ходить в мечеть по пятницам внезапно стало очень модно.

Ну а пока электорат бился в новообретенном религиозном экстазе, "его величество" построил себе дворец и пару-тройку резиденций, а правительство наводнил своими родственниками и прочими приближенными к близкому кругу лицами. Появились телевизионные каналы религиозной направленности, в эфир пошли "правильные" фильмы и сериалы, воспитывающие в народе духовность и веру в свою избранность. Пипл был в восторге и хавал, хавал, хавал. И как-то все забыли, что в самом начале карьеры этот человек показывал толпе безымянный палец с простеньким обручальным кольцом и говорил, что это всё, с чем он пойдёт во власть и с чем он из неё уйдёт... Короче, куда ни глянь - знакомая ситуация :-)

Положительные моменты были неоспоримы - у граждан и особенно гражданок появилась возможность открыто выражать свою веру и следовать её канонам, не боясь осуждения, люди всерьёз заинтересовались Кораном, историей Ислама, османской культурой и искусством. К возможным отрицательным моментам можно отнести то, что, как это происходит с любой другой религией, число истинно верующих, духовно чистых и правильно воспринимающих веру людей осталось прежним, а значит - небольшим, а вот лицемерие и ханжество расцвели буйным цветом...

Все религиозные праздники и события отмечаются в Турции весьма активно, а некоторые - даже бурно. Сейчас, к примеру, заканчивается священный месяц Рамадан (в Турции он называется Рамазан) и на выходных начнут праздновать окончание поста - Ураза-Байрам "по-нашему", Эйд аль-Фитр по-арабски, Рамазан Байрам - по-турецки. Здесь его ещё называют Шекер Байрам - "сладкий праздник", потому что принято налегать на сладости, особенно детям. Они группками ходят по родственникам, соседним домам и квартирам и "колядуют" - собирают в мешок сладости и мелкую денежку.

Перед праздником Рамазан надо не забыть закупиться сластями - для гостей и "колядующих" соседских детишек (не в этом году). Фото antalyaekspres.com.tr
Перед праздником Рамазан надо не забыть закупиться сластями - для гостей и "колядующих" соседских детишек (не в этом году). Фото antalyaekspres.com.tr

В этому году в честь этого события все провинции и города без исключения предусмотрительно закрыли на четырехдневный карантин. И правильно сделали. Потому что обычно здесь творится всеобщая вакханалия - пол-страны устремляется в гости к родне в другие города и сёла, пока другие пол-страны заполняет отели и турбазы.

Рамазан Байрам - мой любимый турецкий праздник, даром что религиозный. В нём нет спорного подтекста (Курбан Байрам поэтому я не воспринимаю), только радость, веселье и много вкусной еды. Всё, как я люблю.

Теперь что касается поста. Турция, как известно, страна контрастов и пост в Рамадан - очередное тому подтверждение. Кое-где в "традиционных" провинциях в дневное время закрыты рестораны и кафе, алкоголь под запретом (там он и в обычное время не особо распространён), все постятся и поэтому днём жизнь буквально замирает. В более "толерантных" местах и в больших городах можно вообще не заметить, что что-то происходит. Единственное, многие люди всё равно стараются не пить алкоголь. При других людях :-)

Условно постящихся можно разделить на несколько групп. Первая, самая малочисленная - грамотно постящиеся. Соблюдающие религиозные предписания от и до, умеренно и правильно питающиеся, ищущие прежде всего духовного очищения и просветления. Вторая группа, побольше числом, тоже старается, но больше для вида и одобрения других. Переносят они пост с большим трудом, а по вечерам и ночью так "отрываются", что приходится вызывать неотложку - поджелудочная и почки не выдерживают нагрузки.

Пост в Рамадан - дело, требующее физической выносливости и силы духа. Фото rsute.ru
Пост в Рамадан - дело, требующее физической выносливости и силы духа. Фото rsute.ru

Третья группа - это "моральная поддержка". Не будучи особо религиозными в обычной жизни, с наступлением Рамадана они проникаются духом единения и тоже начинают поститься. Дня три-четыре. Четвертая группа - самая многочисленная. Это люди, которые из уважения к своей вере и постящимся тоже стараются внести свою лепту и в течение этого месяца не пьют алкоголь. Или пьют, но меньше обычного. И наконец, последняя группа, достаточно небольшая - люди, которые вообще никак не соблюдают пост и продолжают вести привычный образ жизни.

Также, общий процент соблюдающих пост, особенно в больших городах и курортных зонах, зависит от времени года, на который приходится Рамадан. Если выпадает на лето, то постящихся не так много, хотя герои, несомненно, есть. В деревнях и поселках постятся почти все и всегда - там традиционно больше всего верующих, да и соблюдать пост им проще - не нужно ходить на работу в жару, отдыхай себе дома в тишине и прохладе. В городах и курортных районах работающим людям поститься очень тяжело - это отражается на производительности и самочувствии, хотя относятся к ним с большим уважением и пониманием.

В Турции пост соблюдают не только лишь все - мало кто может это делать) Фото etot-prazdnik.ru
В Турции пост соблюдают не только лишь все - мало кто может это делать) Фото etot-prazdnik.ru

В этом году в связи с известными событиями я была уверена, что число постящихся будет зашкаливать - ведь всё к этому располагает. Оказалось, что не особо. В наших вылазках на природу мы неоднократно натыкались на тихие алко-пикнички, причём чем отдаленнее место, тем выше была вероятность на них наткнуться. А приятель моего мужа, владелец бакалеи в нашем квартале, рассказал, что витрины с алкоголем пустеют стабильно каждый второй день. Самоизоляция она и в Турции - самоизоляция, в общем... Хотя тут можно сделать скидку на Анталью, которая относится к числу самых "религиозно несознательных" турецких провинций.

В следующих статье на эту тему я подробно расскажу как сейчас в Турции обстоят дела с религией и как этот вопрос решается в нашей семье.

Подписывайтесь на канал Реальная Турция, чтобы не пропустить обновления, а также задавайте вопросы в комментариях - возможно, я что-то пропустила. До новых встреч!