С раннего детства нас учат, что самым большим риском для нашей целостности и процветания является наш эгоизм. Мы всегда должны в первую очередь думать о других, пытаться их понять, и действовать во благо общества. Быть хорошим означает делать других людей приоритетом в свой жизни. Для некоторых из нас проблема состоит не том, что мы пренебрегаем этим советом, а в том, что мы принимаем его слишком близко к сердцу.
Мы настолько боимся стать эгоистичными, что это приводит нас к самоотречению, скромности, граничащей с самоуничтожением, боязнью сделать шаг вперед, а также абсолютной неспособностью сказать «нет» и доставить хотя бы малейшее неудобство другим. В результате такой самоотверженности мы связываем себя обязательствами с теми, кто нам докучает, мы держимся за работы, на которых не раскрываются наши истинные таланты и возможности, мы продолжаем находиться в отношениях с людьми, которые предают, раздражают нас, и незаметно используют нас на протяжении очень длительного времени.
И в один прекрасный день мы просыпаемся и понимаем, что большая часть жизни прожита, лучшие годы прошли, а никто не торопится благодарить нас за принесенную жертву. Мы осознаем, что в раю нам не уготовано вознаграждения за самоотречение, и мы злимся на себя за то, что не смогли отличить кротость и ведОмость от доброты. И тогда мы начинаем искать в себе остатки этого эгоизма. Само слово настораживает, ведь нас не учили отличать этот самый эгоизм от того другого, эксплуатирующего и принижающего других без какой-либо благой цели. Тот самый искомый эгоизм всего лишь дает нам силы заниматься важными для нас делами, дает смелость ставить в приоритет свои собственные интересы, а не издержки повседневной жизни, воодушевляет нас прямо говорить о своих интересах тем, кто говорит, что любит нас, а также время от времени позволяет нам отойти от нытья других, но не для того, чтобы заставить их страдать, а чтобы мы смогли сохранить свою энергию, и быть во всеоружии в нужный момент.
Придерживаясь философии такого плодотворного эгоизма, порой приходится ежедневно выкраивать время на себя. Возможно, мы будем делать то, за что нас будут называть «повернутыми на себе», к примеру ходить к психологу три раза в неделю, или писать книгу, однако это необходимо для нашего душевного равновесия. Мы можем куда-нибудь поехать в одиночку, чтобы обдумать в тишине события своей жизни. Мы не сможем хорошо относиться к другим до тех пор, пока не будем отвечать своим собственным потребностям. Недостаток эгоизма может быстро превратить нас в неэффективных, озлобленных и сварливых людей.
Здесь нам на помощь приходит индуистская философия, согласно которой наша жизнь делится на четыре стадии. Каждой стадии отводится своя роль и обязанности. Первая стадия – выпускник института (Брахмачария), вторая – семьянин и родитель (Грихаста), третья – прародитель и советник (Ванапраста), но в контексте данной темы, нас наиболее интересует четвертая стадия (Саннияса) – это то время, когда после долгих лет служения другим людям, бизнесу, семье и обществу, мы наконец отбрасываем все свои обязанности перед миром и фокусируемся на развития своего психологического и духовного равновесия. Мы можем продать дом и отправиться в путешествие по миру, учиться, разговаривать с незнакомцами, открыть свои глаза и позаботиться о своем разуме. На этой стадии мы живем просто (возможно где-нибудь на пляже, или у подножья горы), мы едим незамысловатую еду и отказываемся от ненужных вещей. Мы обрываем связи с теми, с кем нам не по пути, кто не подходит нам по духу, кому нечего нам сказать или с теми, кто не в достаточной мере размышляет о смысле жизни.
Из этой философии становится понятно, что жизнь на четвертой стадии подходит не всем и не в любое время, однако также становится ясно, что жизнь можно назвать хорошей, если в ней будет хотя бы вариация этой стадии. На протяжении жизни мы отводим несколько лет беспрерывной учебе, затем мы растим детей и копим деньги. Но, помимо этого, необходимо, чтобы настало то время, когда мы, несмотря ни на что, смогли бы сказать «хватит» материальному и поверхностному, «хватит» романтическим и сексуальным связям, «хватит» статусу и социальным связям, а вместо этого учиться познавать себя.
Не обязательно надевать оранжевые одеяния, излюбленные индуистами, чтобы сфокусироваться на себе. Мы можем объяснить своим родным и знакомым, что мы не ленивы, бездушны или сошли с ума, а просто на просто решили на некоторое время перестать делать то, чего от нас ждут. Нам нужно исполнить настоящее обещание, отбросив идею, которая на самом деле мудра лишь на поверхности – что в первую очередь мы должны думать о других.