Сегодня, 19 мая, в День пионерии, точнее, в День рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, с радостью представляю тематический отрывок из моей книги «Огранка». Мы все родом из детства... О себе могу сказать, что из яркого и смелого детства, наполненного смыслом, целью и человеческими ценностями.
Предвижу вопрос о том, почему на фотографии на мне зеленый шарф, а не красный. Отвечаю: защита природы мне сейчас гораздо ближе любой политической идеологии…
«С первого класса красная пятиконечная звезда с портретом маленького курчавого мальчика Володи на моей груди сообщала всем о том, что я уже не просто ребенок, а октябренок — член группы при пионерской дружине, нахожусь на первой ступени общественной жизни страны и готовлюсь стать пионером.
В девять лет в торжественной обстановке по случаю дня рождения вождя я произнесла заветные слова клятвы пионера: «Я, Жанна Пономаренко, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». Старшие товарищи повязали мне на шею алый галстук, а на грудь прицепили пятиконечную звезду с языками пламени и уже лысым товарищем Лениным в обрамлении солнечных лучей. Завязывать пионерский галстук на специальный узел я училась целых три дня: один конец на груди непременно должен был быть длиннее другого, широкий — располагаться ровно по центру спины, и каждый из нас знал, что концы галстука символизируют пионерию, комсомол и партию. Несколько раз в месяц галстук приходилось стирать, оттирая засохшие следы шариковой ручки и расплывшиеся пятна супа из школьной столовой. Под раскаленным утюгом мокрая ткань из ацетатного шелка издавала злобное шипение, шел пар, и все заломы разглаживались, но стоило хотя бы немного передержать — и вместо галстука получался гофрированный оплавленный лоскуток. Приходилось срочно бежать в магазин канцелярских товаров за новой святыней стоимостью пятьдесят пять копеек, хотя, конечно, каждый из нас знал, что она бесценна.
Для меня, как и для тысяч других школьников Советского Союза, быть пионером значило очень много — я действительно этим гордилась. С замирающим сердцем я читала книги о подвигах пионеров-героев в годы становления Советской власти и во время Великой Отечественной войны, наизусть знала их имена и часто спрашивала себя, как бы я поступила на месте Лени Голикова, Вали Котика, Володи Дубинина, Марата Казея и других героев-ровесников. Это потом вдруг выяснится, что Павлик Морозов не герой, а предатель, и вообще, никогда не был пионером, что Гриша Акопян и вовсе вымышленный в целях советской пропаганды персонаж, но все это будет потом. Пока же я восхищалась их подвигами, с достоинством носила свой красный галстук, искренне веря в то, что он — частица красного знамени, политого кровью борцов за наше счастливое детство.
На торжественных линейках я радостно внимала словам пионерского гимна, нисколько не сомневаясь в том, что «эра светлых годов*» (*гимн пионеров, автор А. Жаров, 1922) действительно близится и вот-вот наступит, на призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» с рвением отдавала салют, отвечая: «Всегда готов!», и только мне из года в год поручали читать знаменитое стихотворение Степана Щипачева о красном галстуке, заканчивала которое я всегда со слезами на глазах:
«Как повяжешь галстук,
Береги его.
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного».
Самым страшным наказанием для нас было исключение из рядов пионеров, а факт лишения пионерского галстука считался невыносимо позорным. Учителя нередко использовали это с целью воспитания, повторяя: «Ты не можешь так поступать, ты ведь пионер» или укорительно осуждая: «А еще пионер!». Для нас это становилось самым весомым аргументом и действовало безотказно. Как настоящие пионеры, мы сажали деревья, делали скворечники, собирали металлолом и макулатуру, помогали ветеранам Великой Отечественной войны, а в старших классах ездили на уборку картофеля, моркови и сахарной свеклы. В то время это не было чем-то постыдным, нас никто к этому не принуждал, никакие материальные выгоды не обещал и «пятерки» не ставил. Мы добровольно включались в соревнования между классами, объединяя силы для победы. Я оббегала все окрестные магазины в поисках картонных коробок, ходила в библиотеку, выпрашивая ненужные книги, связывала стопками старые газеты и журналы, которых в нашей семье выписывалось порядка десяти наименований и которые мама специально для этих целей весь год собирала в шкафу. За две-три ходки мне удавалось перенести свою добычу в школу и, взвесив на больших напольных весах, приплюсовать свои килограммы к достижениям одноклассников. Тот факт, что я внесла вклад в победу класса и школы, принесла пользу своей стране, а главное — природе, был для меня чрезвычайно важен, но не менее важной являлась внутренняя потребность во что бы то ни стало выйти в лидеры соревнования. На школьной линейке, когда оглашали победителей, я каждый раз мечтала услышать свое имя, чтобы потом на виду всей школы выйти и получить грамоту. И хотя этих самых грамот и похвальных листов за разные достижения у меня уже накопилось столько, что хватило бы на поклейку стен вместо обоев в моей комнате, осознание того, что я снова в числе передовиков, невероятно окрыляло. Признание моих заслуг окружающими и стремление быть лучше других — эти два колеса тщеславия, соединенные между собой силой воли и смазанные глубокими личностными комплексами, упорно подталкивали меня на достижение новых высот в течение всех школьных лет, сформировав на всю жизнь привычку быть успешной. Через успехи и достижения я становилась личностью, насыщая базовую человеческую потребность «я есть». Стремление быть лучше других распространялось не только на учебу, но и на общественно полезные дела, вынуждая брать на себя дополнительную общественную нагрузку. Этим часто пользовались друзья и учителя, и вместо прогулки в единственный выходной в воскресенье я нередко рисовала стенгазету «Молния» с информацией о делах класса, темами политинформаций и колонкой позора с карикатурами на двоечников.
По понедельникам я проводила политинформацию в младших классах. И хотя для этого требовалось прийти утром в школу на сорок минут раньше, сам факт того, что мне доверили это ответственное партийное задание, на целую голову возвышал над одноклассниками. Получить это право мог далеко не каждый, и предоставлялось оно исключительно отличникам учебы после личного согласования кандидатуры директором школы. Стоило хотя бы одной тройке залететь в дневник — и вместо меня могли назначить кого-то другого, что щекотало чувствительное самолюбие, подстегивая меня в учебе. За неделю до политинформации классный руководитель выдавала тему, спущенную от директора школы и утвержденную по партийной линии, а я должна была найти материалы для ее раскрытия. Об Интернете в те годы еще даже не слышали, да и компьютеры, точнее электронно-вычислительные машины размером с классную комнату, были доступны лишь узкому числу специалистов на военных заводах, поэтому добывать и анализировать информацию приходилось самостоятельно. Каждое утро я слушала по радио «Пионерскую зорьку», позывные которой как раз совпадали по времени с моим завтраком, а вернувшись со школы, первым делом читала газету «Пионерская правда» или журнал «Костер», годовую подписку на которые обязан был оформить каждый школьник, точнее — его родители. Подписные корешки предъявляли классному руководителю, и без них получить примерное поведение было невозможно, а вот дальнейшая судьба газет и журналов уже мало кого интересовала. Как правило, использовали их в качестве упаковочной тары или прямо в нераскрытом виде отправляли в стопку макулатуры. Исключение составляли классные руководители, комсорги и пионервожатые, читающие их по долгу службы, а еще старосты классов и отличники, которых первыми вызывали к доске для ответа на общеполитические вопросы в случае приезда проверяющих из вышестоящих инстанций.
Однажды во время проведения политинформации для пятиклашек я запуталась в аббревиатурах «НАТО» и «ООН». Накануне вечером я долго готовилась, составила для себя краткий план выступления, но, оказавшись у доски, не смогла вспомнить, как расшифровываются эти самые «НАТО» и «ООН» и кто из них агрессор, а кто борется за мир. В результате в одной фразе у меня ООН спасает голодных детей Африки, а в другой — их же бомбит. Хорошо, что вмешался классный руководитель, а то бы вечером эти пятиклашки такое дома выдали о политической обстановке в мире, что скандала не избежать. После этого случая еще несколько дней я жила с замирающим сердцем, боясь, что вызовут к директору и с позором исключат из заветных рядов, но меня не исключили, и к директору тоже не вызвали, а вот политинформацию проводить еще долго не доверяли.
С невероятной чистотой и искренностью верили мы в светлое будущее коммунизма и гордились тем, что живем в самой прекрасной и миролюбивой стране — Советском Союзе. Как простая американская школьница Саманта Смит, написавшая в самый разгар «холодной войны» свое знаменитое письмо первому секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову, пионеры Советского Союза писали ответные письма президенту США Рональду Рейгану с заверениями о том, что дети Советского Союза хотят мира во всем мире и выступают против ядерной войны. Во всех школах страны прошли конкурсы «Я голосую за мир!», и мое сочинение, победив на школьном, городском и районом этапах, отправилось покорять областные и республиканские вершины, а мне вручили очередную грамоту. Только лучшие из нас могли переписываться с пионерами из братских социалистических стран, встречать торжественной линейкой зарубежных гостей, вместе с комсомольцами дарить цветы ветеранам и нести почетный караул у памятника Неизвестному солдату в День Победы.
Как достойный советский пионер, я точно знала, что буду комсомолкой — членом Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ)…»
Скачать книгу «Огранка» в электронном формате на Литрес: https://www.litres.ru/zhanna-shvydkaya/ogranka-pervaya-kniga-dekalogii-gravitaciya-zhizni/
Заказать печатный экземпляр книги «Огранка»: gravlifebook@gmail.com
#огранка; #психологияличности; #отцыидети; #советскоедетство; #борьбазасебя