Кто из нас не знает, что такое больной зуб. Современная медицина позволяет лечить зубы быстро и безболезненно, лишь бы у пациента деньги были. А главное – в городах сегодня пруд пруди зубных клиник. Но вот что было делать жителям сельской местности еще лет 40 тому назад? Куда податься колхознику с больными зубами? Сейчас расскажем...
В такой огромной стране, как СССР, просто невозможно было построить больницы в каждом населенном пункте. Пришлось создавать сеть мобильной медицинской помощи. Так в нашей стране зародились передвижные медицинские комплексы, главными из которых стали стоматологические кабинеты. Всерьез над передвижными кабинетами у нас задумались в начале 1960-х. Своих наработок в СССР по этой теме не было, поэтому стоматологические кабинеты на колесах мы закупали в странах народной демократии – сначала в ЧССР, а потом и в ВНР. Венгры поставляли нам машины на базе автобусов Ikarus, а чехи – аналогичные, но на базе Skoda-706RTO.
Такими машинами комплектовались районные стоматологические поликлиники или просто больницы. Они совершали регулярные рейсы по заранее утвержденным маршрутам, посещая все необслуживаемые стационарными медицинскими учреждениями населенные пункты, отдельные предприятия, колхозы и совхозы. Задачей таких передвижных кабинетов являлось не оказание неотложной медицинской помощи, а профилактика заболеваний и выявление проблем с зубами на ранних стадиях, когда можно было обойтись несложным пломбированием.
Надо сказать, что по тем временам это была настоящая радость для населения. Большинство деревенских жителей не получали квалифицированной помощи и лечились, как правило, народными средствами. Увы, эта народная медицина не всегда помогала, так что порой запущенный зуб можно было только удалить. Для этого передвижные кабинеты были оборудованы ничем не хуже стационарных, имели полный комплект оборудования и инструмента, которое иногда было получше, чем в самой поликлинике (оно ведь тоже импортное, как и сам автобус). Электропитание на стоянках осуществлялось от штатного автономного генератора.
Большой проблемой первых в СССР стоматологических кабинетов являлось то, что они были созданы на базе обычных автобусов «Шкода» и «Икарус», а потому могли передвигаться только по хорошим дорогам. А в нашей стране, как известно, с дорогами всё плохо. По этой причине, когда в СССР начали проектирование собственных стоматологических кабинетов, в качестве базы для них был выбран ГАЗ-66 (4х4). Производство таких кабинетов освоил Луганский (ранее Ворошиловградский) автосборочный завод, который являлся ведущим заводом по производству специализированных машин медицинского назначения. Спрос на них был до тех пор, пока Союз не развалился… Тогда уж стало и не до села, и не до медицинской техники.
Интересно, что стоматологические кабинеты в СССР выпускали по отдельным заказам местных управлений здравоохранения и некоторые автобусостроительные предприятия. В частности, заводы из Краснодара и Чернигова сделали партии таких машин.
Напоследок стоит отметить, что и в наши дни передвижные медкабинеты, в том числе стоматологические, набирают популярность. Благодаря нацпроекту «Здравоохранение» было изготовлено и поставлено немало мобильной техники. А что удивительного? Наши пространства никуда не делись, и поликлиник на селе всё так же не хватает. А лечить надо, ведь качество жизни тоже имеет значение.