Вернемся в 1986 год. Тогда Владимир Познер уже был комментатором Гостелерадио СССР. В марте его пригласили выступить по телеканалу Эй-би-си и поделиться с американцами своими мыслями насчет речи Рейгана. Эта та самая речь, в которой президент требовал деньги на гонку вооружений и объяснял, что с Советами нельзя разговаривать, если не показать им предварительно кулак.
Изначально планировалось, что программа будет состоять из трех частей. В первой будет выступление Рейгана. Потом ему что-нибудь возразит представитель демократов. И по остаточному признаку минуту-другую возьмет Познер. Дескать, мы такие демократичные, что даже советскому журналисту слово даем!
Но случилось так, что президент США говорил очень мало, а Познеру досталось целых восемь минут. Он довольно часто выступал на американском телевидении. И американцы увидели не русского мужика в папахе со звездой, каким обычно показывают его в музыкальных рекламных роликах. Вот такой вот “странный” советский человек, в гражданском, с улыбкой. К тому же по-домашнему просто объяснил, где президент был не прав, где ввел американцев в заблуждение.
Пишет об этом Владимир Симонов, собственный корреспондент АПН и “ЛГ” в статье от 12 марта 1986 в “Литературной газете”.
Восемь минут неожиданной свободы слова. А на следующий день в штаб-квартиру Эй-би-си прислали яростную весь из Белого Дома. Директор отдела связи Патрик Бьюкенен писал:
Я потрясен, что Эй-би-си предоставила восемь минут для выступления по национальному телевидению подготовленному пропагандисту Советского Союза.
О! Как же получается? Фильм “Америка", состряпанный Эй-би-си, аж 12 часов рассказывает свою пропаганду о том, как КГБ оккупировал США своими агентами. Ну и ежевечерние доклады по случаю XXVII съезда ЦК КПСС с клеветой и подтасовками – это ли не пропаганда крупного масштаба?
И где же свобода?
А вдруг…
Подумала я, когда дочитала старую статью В. Симонова, работавшего международным корреспондентом в США, Великобритании, Индии, а ныне политического обозревателя РИА “Новости”.
- А вдруг Познер играл спектакль специально, чтобы пошире открыть врата для врага?
- А вдруг Симонов, писавший из Нью-Йорка, был такой же “радетель” за СССР, как и сам Познер, утверждающий сейчас без стеснения, что считает советского человека уродом, а русский народ быдлом?
Нашла я и еще одну статью Симонова, опубликована она на сайте газеты “Коммерсант”.
Как же интересно получается. Всего лишь 9 лет назад Симонов очень красочно писал о том, как США глумится над СССР, понимая, что идет холодная война, которую США прекращать не собираются. И вдруг в 1995 журналист прозрел, аллилуйя! Он вдруг увидел, что единственный путь для СССР – это сложить лапки, поверить в искреннее желание США дружить с нами равноправия ради.
Прошло еще 12 лет. И Владимир Симонов опять поменял курс. Вот что написал он 12 февраля 2007 года.
Любопытно
В том же выпуске “Литературной газеты” от 12 марта 1986 года, где Симонов с гордостью рассказывал о героическом Владимире Познере, есть и другая заметка, в разделе “Антисоветизм”, очень короткая. Называется она “Своеволие Вашингтона”. Цитирую:
Как известно, США выступили в бесцеремонным требованием о сокращении на 40 процентов дипломатического персонала постоянных представительств СССР, УССР и БССР при ООН до 1 апреля 1988 года. Министр обороны США Уайнбергер заявил в интервью телекомпании Эй-би-си, что даже если комиссия экспертов-юристов ООН признает требования государственного департамента США о сокращении на 40 процентов дипломатического персонала при ООН противозаконным и несовместимым с нормами международного права и международными обязательствами США, АДМИНИСТРАЦИЯ БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, КАК СОЧТЕТ НУЖНЫМ И НЕ ИЗМЕНИТ ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ.
С годами Владимир Познер "понял", что Рейган, оказывается, клевый мужик. Вот здесь он это с улыбочкой рассказывает.
Вопрос на засыпку
Танцплощадка – место демократичное. Там есть много разной музыки. Если зал – один, а музыку оркестр меняет на свое усмотрение, то приходится “барышням” танцевать разную музыку. То под дождём, то в гулком эхо.
Хотя, может, нет никакого дирижера со своей музыкой? Может, журналисты – народ смелый и отчаянно борются за правду каждую минуту, только я этого не вижу? Или музыка, на самом деле, всегда одна и та же?