А БАБЫ НОВЫХ НЕ РОЖАЮТ
Приказ командирам войсковых соединений: «Солдат не жалеть - бабы новых нарожают», историческая наука приписывает маршалу Победы Георгию Жукову. Надо заметить, что на одном из послевоенных этапов пророчество маршала сбылось.
Отпраздновав Великую победу и забыв предать земле сотни убитых, советские мужчины и женщины активно занялись воспроизводством человеческого материала. Посильную помощь им в этом оказали пленные немцы, интернированные в СССР поляки и, конечно же, евреи, которых, как известно, на войне не убивало.
Количество матерей-одиночек, получавших деньги на содержание своих детей из государственной казны, к 1950 году настолько увеличилось, что руководство страны вновь позволило женщинам делать аборты.
Но не аборты стали причиной того, что уже к 1970 году рождаемость в СССР начала уменьшаться, а неумение супругов находить общий язык как между собой, так и со своими престарелыми родителями. Другими словами, многочисленные межличностные конфликты стали основной причиной снижения рождаемости в нашей стране. Как писала в те годы официальная пресса, цитата: Население СССР разделилось на одиноких самцов и женщин с детенышами». (Журнал «Молодой коммунист» апрель 1976 года: прим. авт.)
Если говорить о конфликте отцов и детей, то ему была посвящена повесть Бориса Васильева «Вы чьё, старичьё?». Но как оказалось, россияне не были первыми на планете из тех, кто не сумел разглядеть ценности лиц преклонного возраста для благополучия социума в целом.
Как утверждают некоторые этнологи, причиной вымирания отдельных индейских племен (ирокезы) стала не экспансия европейских завоевателей (испанцы, англо-саксы), а ритуал убивать лиц преклонного возраста, возникшей в племенах в связи с нехваткой продуктов питания. Следствием разрыва связей между старшим и младшим поколениями стала высокая смертность среди индейских детей в результате несчастных случаев и целого ряда болезней. Что в свою очередь, сказалось на репродуктивной способности индейских женщин, считавших гибель своих детей наказанием богов. Эту веру в них активно поддерживали шаманы, которые, будучи сами в весьма преклонном для индейца возрасте, не хотели отправляться на гору смерти, куда молодые индейцы отправляли своих стариков. Итогом становилось поголовное вымирание всего индейского племени.
Вот как о том же самом, но уже в наши дни, пишет портал «Судепедия».
…. В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, могут и должны изустно передавать потомкам те знания, которые нельзя сохранить в письменном виде. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых снискали милость богов, даровавших им долгую жизнь в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше. Наибольшим престижем в древнем обществе пользовался зрелый человек. В Древней Греции существовало особое понятие акмэ, означавшее творческий расцвет зрелой личности. Зрелость высоко ценились в Древнем Риме. Название верховного органа власти сенат (senatus) происходит от латинского senex — старик. Старость ассоциировалась с накопленным опытом, пониманием жизни и мудростью. У африканских народов старейшие люди являются хранителями истории рода. Старейшина «организует религиозные церемонии, выкликает имена умерших предков, чтобы напомнить о них членам семьи, и в первую очередь молодежи. Участие в такой церемонии имеет воспитательное значение и прививает членам рода чувство достоинства, честности, общительности, отваги, взаимопомощи и уважения к старшим. Он рассказывает им о будущей жизни, о необходимых обрядах и обязанностях, которые им надо выполнять, чтобы стать взрослыми. Старейший беседует с мальчиками и девочками о тайнах мира живых и мира мертвых. В его задачу также входят уход за детьми во время болезней и забота об их репутации».
Римские ученые уделяли большое внимание особенностям психологии, изменениям свойств характера по мере продвижения человека по возрастной лестнице. Появились знаменитые трактаты Аристотеля и Цицерона о старости.
К старости относятся с почтением в восточных культурах. В ней видят пору мудрости, «познания собственных заблуждений», осмысления накопленного опыта. В восточной идее реинкарнации (рождения в новой жизни) выражен циклический подход к жизни человека — все возвращается на круги своя. В этой системе представлений старость оказывается временем промежуточного подведения итогов на определенном витке космической жизни. В этот период человек ближе к вечности, чем когда-либо еще в своей жизни. В старости предначертано выйти за пределы земных воплощений и приобщиться к более высоким мирам. Авторитет мужчин и женщин в семьях, считает Э. Гидденс, обычно увеличивался с возрастом. В индустриальных обществах, наоборот, старикам обычно недостает авторитета как в семье, так и в более широком социальном контексте. Выбывая из состава рабочей силы, они могут стать беднее, чем когда-либо раньше в жизни. В то же время происходит значительное увеличение доли населения старше 65 лет. В Британии в 1900 г. только один человек из 30 был старше 65 лет. Сегодня это соотношение составляет один к пяти. Такие изменения имеют место во всех индустриально развитых странах. В обществах, перешедших в XX в. к рыночным отношениям, для поступающих на работу в перспективные фирмы ставится возрастной ограничитель — до 35 лет. Таким образом, научно-технический прогресс ущемляет права пожилых с двух сторон: при приеме на работу (их не берут или принимают в последнюю очередь) и при увольнении (их сокращают первыми).
От себя автор хочет добавить, что старый человек зачастую сам в молодости мог сеять зло и страдать от зла, причиняемого ему другими людьми, но в старости ему хочется оставить после себя в этом мире хоть малую толику света. Эта толика света является залогом того, что о нем будут помнить его потомки, когда сам он уже переместиться в иной мир. Не потому ли сегодняшняя пандемия действует столь избирательно. Убивая в первую очередь людей старше 65 лет. Теперь мы с вами знаем, что, когда последний старик в обществе умирает, общество неуклонно начинает двигаться к вымиранию