"МАЙН КАЙФ?" - РАЗБОР АЛЬБОМА "АГАТЫ КРИСТИ"

2,1K прочитали

Сегодня я расскажу вам об одном из лучших российских рок-альбомов.

Без лишних слов, дамы и господа - "Майн Кайф?", группа "Агата Кристи"!

Обложка альбома
Обложка альбома

Обстановка записи

На грани двадцатого и двадцать первого веков участники группы "Агата Кристи" уже порядком выдохлись - бесконечные гастроли, сумасшедшие поклонники (и особенно поклонницы). Да и излишества, столь присущие рок-звёздам, не обошли братьев Самойловых стороной. Однако все эти факторы нисколько не влияли на качество производимой ими музыки. Разве что она становилась всё депрессивнее и депрессивнее... и депрессивнее... и депрессивнее...

Братья Самойловы за работой
Братья Самойловы за работой

Квинтэссенцией этого состояния и стал альбом "Майн Кайф?", записанный на студии Олега Зуева осенью 1999 - весной 2000 года. Уже в мае 2000-го альбом попал на прилавки музыкальных магазинов.

Песни для альбома писались в изматывающих гастрольных турах всеми участниками группы - кроме барабанщика Андрея Котова, который в написании материала участия никогда не принимал. Однако когда сложилась целостная концепция и даже сюжет альбома, очень многие песни просто оказались на в мусорной корзине. Глеб Самойлов лично отмёл 18 собственных песен, а клавишник группы, Александр Козлов, и вовсе забрал весь написанный им материал, поняв, что он не подходит для пластинки.

Подобная безжалостность к собственным творениям была оправдана. Позднее Вадим Самойлов скажет об альбоме:

Если бы я был группой «Pink Floyd», то этот альбом был бы для меня «стеной»

Однако это тема уже для другого раздела.

Сюжет альбома

Действие этого концептуального альбома разворачивается по всем законам драмы.

Открывается оно с несколько театральной и вычурной песни "Пролог. Убитая любовь", которая настраивает на общий лад, вводит в слушателя в мир альбома, который можно назвать миром стильного мюзикла а-ля "Суинни Тодд", помноженный на наутралистический мир романов Золя. Как и положено прологу, к основному сюжету песня имеет весьма опосредованное отношение, хотя её вариации ещё появятся на альбоме - во вступлении к песне "Снайпер".

С песни "Пират" стартует основное действие альбома. Молодой человек - лирический герой, который то зримо, то незримо присутствует во всех песнях альбома - теряет близкого человека, и это становится переломным моментом в его жизни.

На корабле умер король,

У короля маленький сын.

Корабли, корабли

Далеко от земли...

Надлом в душе парня становится трагической трещиной. Он мечтает стать кровавым пиратом, который отомстит всем за смерть отца (здесь прочитывается аллюзия на "Гамлета" Шекспира - разве что без призрака убиенного отца).

А я буду пиратом, гадом,

Я всех поставлю раком, задом,

Будет чёрным знамя, знамя,

Ты не жди меня, мама, мама!

И не жди меня, мама, мама!

Я жесток, но так надо надо -

Долетит моё пламя, пламя

И до самого ада

Песня "Секрет" вводит в альбом тему трагической любви. Как и сам герой, которого мы теперь будем называть Пират, она ещё молода и неопытна.

Ты закрыла сердце на замок,

Чтобы я в него войти не смог.

Или я взломаю твой секрет,

Или ты сама ответишь мне

Любишь, любишь, любишь, любишь,

Любишь, любишь, любишь или нет?

В описании юношеской любви уже содержится экспрессия и даже агрессия. В дальнейшем на альбоме оба эти чувства получат развитие.

Написанная под впечатлением от творчества Ника Кейва, песня "Красная шапочка" раскрывает тему любви немного под другим углом. Девушка, не могущая сказать "нет" первому встречному, попадает к этому самому встречному в лапы.

Как больно если нет любви.

Я сказал: "Hе плачь, все позади",

Hежно-нежно положил я твое тело в кусты

Hикогда никогда не забуду, как ты...

Если в "Красной шапочке" опасность угрожает героине, то в "Альрауне", навеянной одноимённым романом немецкого писателя Ганса Эверса, опасность исходит как раз от роковой красавицы не совсем человеческого происхождения.

Девочка-яд, девочка-смеpть,

Если бы взять и посмотpеть,

Что там внyтpи с той стоpоны,

С той стоpоны, где твои сны.

Но и сам молодой герой не промах. Несчастная любовь превращается в своеобразную дуэль.

Где-то там, внyтpи себя,

Боишься ты меня, меня,

И любишь ты меня, меня,

Как я тебя, как я тебя.

Люби меня, как я тебя,

Как любит ангела змея,

Как любит ангела змея,

Как я тебя, как я тебя.

Последние четверостишие несколько расширяет границы повествования. Змея, как древний символ Сатаны, сталкивается с Ангелом, вестником Бога. Трагическая любовная история вырастает в древнее противостояние Добра и Зла, которые оказываются и разъединены, и слиты воедино одновременно.

Тема любви со смертельным исходом доходит до своего апогея в песне "На дне". Психоделическая (и психиатрическая) композиция не оставляет никаких надежд на счастливый конец истории. Полагаю, если бы "Майн Кайф?" вышел лет на двадцать пораньше, в формате грампластинки, то именно здесь закончилась бы его первая сторона.

Когда бы нас не встретила любовь,

Я буду знать на что она похожа:

Она во всём похожа на тебя,

Она уже с рождения моя.

Она меня полюбит как и ты,

Она сама взойдёт ко мне на ложе.

Возьму её и в море утоплю

За то, что я ещё тебя люблю.

"Выпить море" - несколько истерическая композиция, начинающая новую главу в нашей истории.

Утонули три фрегата,

И лежат на дне пираты,

А нам море, море воля,

Мертвецы хотят обратно.

Надо только выпить море...

В этой песне продолжается тема "дна", поднятая в прошлой композиции. Кажется, что Пират, утративший всякую надежду на просветление в своей жизни, вооружился злой иронией. Сам образ моря, которое следует выпить, чтобы освободиться, обозначает всю глубину его падения. И вот оно - небо, полное "звёзд и алмазов". Оно совсем рядом. Надо только выпить море - и ты снова станешь нормальным человеком.

Песня "Ein Zwei Drei Waltz вводит в лирику альбома ещё одну важную тему - тему войны. Танец немецкого солдата с пленницей - танец смерти, с окончанием которого окончится и жизнь несчастной.

Смерть танцует вальс,

По залу кружат, кружат пары...

Вальс, ein zwei drei, вальс

Auf wiedersehen mein lieben frau

Ein zwei drei

Ein zwei drei

Ein zwei drei

"Странное Рождество" - песня-исследование человеческой души, несогласной со злом, творящемся в мире. Трагическая пропасть лежит между одним человеком и страшными делами большого мира - вот о чём эта песня.

За окном зима, зима,

На небе сказочном луна,

Горит свеча, вокруг темно,

А мы встречаем рождество.

А за окном снежинки тают,

За окном кого-то убивают...

Ещё одна "вставная повесть" в истории о Пирате - песня "Четыре слова". На мой взгляд, это одна из наиболее сильных в поэтическом плане композиция альбома.

Речь лирического героя обращена к девушке. Пройдя множество испытаний - в частности, пройдя войну - герой спешит к ней, чтобы сказать, что он не любит её.

Однако не всё так просто в чувствах молодого человека. Когда он в последний раз поёт: "Я не люблю тебя, тебя я не люблю", последнее слово зацикливается, что, как видно, обнажает его настоящие чувства.

Ещё одна композиция альбома с налётом военной тематики - "Месяц". Уходящий на войну месяц, грозится своей возлюбленной (не то луне, не то небу) отыскать и покарать каждого, кто приблизиться к ней. Единство любви и смерти, трагическое переживание чувства - всё это близко лирическому герою альбома.

Вот мы и подошли к кульминации истории Пирата, а именно к песне "Ветер". От чувства благородной мести, через разочарование и злую иронию, он приходит к забытью и сумасшествию. До него доносятся лишь обрывочные воспоминания о том, что он натворил, но мантра, которую он твердит: "Я всё забыл, я всё забыл" - как будто немного спасает его. В конце концов ветер возвращает ему память. Осознание своего злодейства погружает героя в полный, беспросветный мрак, выход из которого только один...

Но перед этим - ещё одна вставная повесть о войне, "Снайпер". Песня эта - зеркальное отражение композиции "Ein Zwei Drei Waltz". Теперь уже русский офицер тиранит пленённую немку в почти уже сдавшемся Берлине. Циничная и хлёсткая, песня "Снайпер", пожалуй, одна из лучших на альбоме.

Заключительная композиция альбома "Эпилог. На краю" завершает историю молодого героя. Пират остаётся "на краю" - не в аду и не в раю. После заговорщицкого шёпота, объясняющего его судьбу, песня превращается в инструментальную версию "Пирата", тем самым закольцовывая композицию истории. Выхода нет, избавления от мук нет - всё повторяется сначала...

Посыл альбома

Сегодня я расскажу вам об одном из лучших российских рок-альбомов.
Без лишних слов, дамы и господа - "Майн Кайф?", группа "Агата Кристи"!
Обложка альбома
Обстановка записи-3

После столь подробного разбора смысла каждой песни читатель может задаться справедливым вопросом: и что же всё это значит?

Довольно подробное толкование смысла альбома дали сами музыканты. Лирический герой проходит путь от наивного юноши до жестокого убийцы, и в этом находит себя. За образом Пирата видится судьба мира, избравшего путь насилия и получающего от этого кайф. Но нужен ли миру на самом деле такой кайф - вопрос риторический. Именно поэтому в названии альбома присутствует вопросительный знак - "Майн Кайф?".

К этой теме присовокупляется и тема войны - как абстрактной, так и вполне конкретной (Второй Мировой). Альбом вышел аккурат к празднованию 55-летия со дня победы в Великой Отечественной войне, и потому тема эта зазвучала ещё громче и яснее в ушах слушателей.

За кадром

Вскоре после выхода "Майн Кайф?" был выпущен так же "постальбом", содержавший, помимо всех перечисленных выше треков, также три дополнительных, ранее не выпускавшихся.

"Никогда" - песня, автором коей от начала и до конца является старший из братьев, Вадим Самойлов. Песня прозвучала в фильме Алексея Балабанова "Брат-2" (равно, как и песня "Секрет").

Песня "Пуля" была написана специально для фильма Сергея Бодрова-младшего "Сёстры". В этот же фильм также вошли треки с основного альбома - "Ein Zwei Drei Waltz" и "Странное рождество".

Психоделическая хоррор-песенка "Ползёт" была сочинена Глебом Самойловым. В отличие от предыдущих, она ни разу не исполнялась на живых выступлениях группы, зато довольно часто звучала на творческих вечерах Глеба Самойлова. Через некоторое время после выхода была включена в официальный сборник группы "Скаzки".

В 2008 году альбом был переиздан лейблом "Стиль Рекордс". В переиздания были включены, помимо основного плейлиста, песня "Никогда", официальный ремикс на песню "Красная шапочка", а также два клипа - "Секрет" и "Пуля".

Аллюзии, цитаты и источники вдохновения

"Майн кайф?" - произведение в высшей степени постмодернистское. Оно вобрало в себя множество аллюзий на различные произведения искусства.

"Пролог. Убитая любовь": присутствует упоминание ветхозаветных городов Содома и Гоморры, которые были стёрты с лица земли, ведь их жители погрязли в похоти и насилии.

"Альрауне": как было отмечено выше, песня является отсылкой к роману немецкого писателя Ганса Гейнца Эверса "Альрауне". Альрауне - жестокий и прекрасный гомункул, созданный из спермы вора и тела проститутки.

"Ein Zwei Drei Waltz": строчка "Последний вальс он трудный самый... " - реминисценция из песни советского и российского композитора Михаила Ножкина "Последний бой" (в оригинале - "Последний бой - он трудный самый").

"Странное Рождество": песня открывается фразой, взятой из кинофильма Александра Митты "Сказка странствий": "Странные праздники... что-то меня знобит от этого веселья". После неё звучит несколько нот песенки "В лесу родилась ёлочка".

"Четыре слова": строчка "Четвертый год идет война сама себе..." - реминисценция из всё той же песни Михаила Ножкина: "Последний бой" (в оригинале - "Четвертый год нам нет житья от этих фрицев").

"Ветер": песня была написана под впечатлением от романа Стивена Кинга "Стрелок".

"Снайпер": песня является посвящением "Берегу" - роману советского и российского писателя Юрия Бондарева.

"Эпилог. На краю": в песне упоминаются доктор Фауст, герой драмы И. В. Гёте "Фауст" и новозаветный Иуда Искариот.

Музыка

Альбом имеет посвящение: "Памяти Альфреда Шнитке - последнему гению и волшебнику ХХ-го века". Глеб Самойлов не раз говорил, что музыка Шнитке серьёзно повлияла на него.

Среди других вдохновителей музыкальной составляющей альбома можно назвать группу "Pink Floyd", с чьим альбомом "The Wall" (рус. "Стена") сравнивали своё творение музыканты "Агаты Кристи".

Жанр альбома довольно трудно определить, поэтому многие сходятся во мнении, что он представляет из себя сплав из психоделического рока, готик-рока, постпанка и альтернативной танцевальной музыки.

Итоги

Безусловно, о вкусах не спорят. Кому-то понравится альбом "Майн Кайф?", кому-то нет... кто-то и вовсе останется к нему равнодушным. Однако же, нельзя не признать, что альбом этот - произведение по-своему монументальное. Это один из лучших альбомов российской рок-музыки начала XXI-го века как по лирике, так и по музыке, и я уверен - ещё ни одно поколение меломанов вернётся к нему.

Сегодня я расскажу вам об одном из лучших российских рок-альбомов.
Без лишних слов, дамы и господа - "Майн Кайф?", группа "Агата Кристи"!
Обложка альбома
Обстановка записи-6

P. S.: уважаемые читатели, если вам понравился подобный формат разбора целых музыкальных альбомов (или же фильмов), напишите мне в комментариях. Если не понравился - тоже напишите!