Найти тему

Капитализм в отражении. Анализ фильма "Платформа"

Фильм «Платформа» (2019) испанского режиссёра Гальдера Гастелу-Уритрии поднимает и выводит на первый план интересные и в тот же самый момент неудобные вопросы. С первых минут фильма нам показывают, как шеф-повар контролирует процесс создания изысканных блюд, самолично проверяя каждое, всю эту элитарность усиливают скрипки, играющие на фоне шума кухни и насыщенные краски, в сравнении с палитрой в тюрьме. Однако периодически в это благоденствие вторгается резкий звук, который намекает, что фильм не про это. Следующая сцена — главный герой, Горен, просыпается в тюрьме, особенностью которой является башенный тип с прямоугольной дыркой в центре и множеством этажей, эдакий колодец.

-2

На каждом таком этаже по два заключенных, есть две койки и раковина с краном. Каждый день сверху спускается платформа с большим количеством разнообразной еды, той самой еды, которую приготовили профессионалы из первой сцены. Она останавливается на каждом этаже на короткий промежуток времени, за который заключенные должны успеть набить себе живот, пока платформа не уйдет на нижний этаж и далее, в противном случаи, если заключенный решит оставить еду на этаже, то это приведет к смерти — от холода или жара. Сокамерник Горена, Тримагаси, говорит о везении, что они попали на 48 уровень, на платформе еще остается еда, далее, когда их переместят на 171 уровень (одна из особенностей этой тюрьмы — по прошествии месяца, все заключенные усыпляются и распределяются в случайно порядке, при этом сокамерник, если он был жив, остается, если нет, то заменяется), еды на платформе не будет вовсе. Задача, которая стоит перед заключенными, выжить, отсидев весь положенный срок. Но все ли находящиеся в этой тюрьме преступники? Нет, главный герой согласился на это по собственной воле, он не знал, что его ожидало, но ему сулили какой-то сертификат, если он пробудет там полгода. Но сертификатом его мотивация не ограничивалась, он хотел избавиться от вредной привычки и прочитать Дон Кихота, собственно именно этот предмет, в лице книги, Горен и предпочел взять с собой (в тюрьму разрешали взять с собой любой один предмет, например, выбор Тримагаси пал на нож «Самурай Плюс»). Естественное самостанавление главного героя, выраженное через желание прочитать книжку и побороть вредную привычку. Но так ли традиционен Горен? Классический герой стремится помогать и защищать, у него есть идеи и принципы, за которые он готов сражаться и даже погибнуть. Изменить своим принципам — равносильно смерти. Такой герой, как отражение Осириса. А что же главный герой фильма? Он идеалистичен, думает категориями «не делай зла другим, если не хочешь, чтобы другие делали зло тебе». Но прагматичный Тримагаси ломает эту установку, он может помочиться на нижние ярусы или выкинуть вниз бутылку, объясняется это всё тем, что люди сверху поступают так же. Пусть даже в следующий кон люди, на которых мочился Тримагаси, окажутся сверху, получив возможность проделывать пакости в ответ, убеждения этого циничного старика не изменятся.

-3

Горена и его сокамерника перемещают на 171 уровень, живущий по принципам «убей или будешь убит» Тримагаси привязывает главного героя, аргументируя это тем, что Горен моложе и он сможет протянуть месяц без еды, а вот он, старик, нет. Мы видим проявление дьявольской сущности в Тримагаси, если Горен будет следовать за ним, то получит награду, если же нет — умрёт. Смерть Тримагаси отразилась на главном герое главным образом в виде тени или альтер эго. Таким образом Горен начал совмещать в себе два начала: животный мир и идеализм. На этом же этаже Горен ближе знакомится с Михару, это молодая, но опасная женщина, напоминающая индуистскую богиню Кали, сокрушающая демонов и освобождающая богов. Она путешествует по тюрьме на платформе и пытается найти свою дочь. Заключенные уже знают её, но её историю воспринимают как прикрытие, как что-то мифическое.

Следующий сокамерник — женщина, которая собеседовала главного героя, Иммогири. Она проповедует идею распределения ресурсов, стремясь донести её до нижних этажей. Если все будут следовать этой идеи, то еды хватит всем. Это было её установкой. Её путь — развитие бодхичитту.

-4

Их идеи сопоставимы, посему они объединяются. Но все их попытки тщетны. Для Горена становится открытием, что одни люди будут удовлетворены пряником, а других нужно принуждать только кнутом. Что показывает сцена, когда главный герой срывается на людей внизу, говоря, что испортит им еду в следующий раз, если они будут есть сверх меры. Их перемещают на 202 уровень. Горен просыпается и видит Иммогири, которая покончила с собой. Возможно, она этим жертвоприношением хотела продолжить дело руками Горена, возможно, отказалась от борьбы.

Далее Горен знакомится с Бахаратом, его идея — выбраться наверх, при помощи веревки, которую он взял в тюрьму. Но после первой же попытки он терпит унизительную неудачу.

-5

Это заставляет их пойти на крайние меры — насаждать свой закон и порядок через силу. Так они разламывают металлический каркас кровати и выломанные рёбра становятся оружием. Их идея в том, чтобы проехать на платформе с 6 уровня до последнего, пропагандируя модель справедливого распределения. Чем ниже они спускались, тем жёстче приходилось действовать, чтобы обуздать звериную натуру заключенных, тем самым переубеждая их. Это напоминает модель распространения мировых религий: крестовые походы, джихад. Символом революции выступила панна-кота, как отрицание сформировавшихся норм поведения, победа над индивидуализмом. Но вскоре они понимают, что уровней слишком много, даже если бы все следовали идеи распределения, то еды бы всё равно не хватало. Так они добираются до 333 уровня, он же и последний.

-6

Там они встречают девочку, матерью которой является Михиру, она порождение этой тюрьмы, но в то же время и символ жизни и надежды, как лучик света в кромешной тьме. Впоследствии именно она и станет новым посланием, которое призвано соединить верх и низ, начало и конец. А главный герой, пройдя весь путь, уходит.

Проанализируем конкретные моменты в фильме.

В фильме мы видим явную аллегорию на современное мироустройство, где распределение идёт сверху вниз, именно наверху и сконцентрированы блага. В обычном понимании Бог находится сверху, а Дьявол внизу, но в данном случаи такая парадигма не будет отражать всего достоверно. Тогда фильм отрицает привычное, переворачивая — внизу добро, сверху зло. Такая модель прослеживается во многих фильмах, например, в Обливионе (2013). И мы видим, что восстание Горена и Бахарата пусть и начинается сверху вниз, но кульминация — девочка-символ, поднимающаяся на платформе с самых низов наверх. Но примечательно еще то, что комната, в которой девочка находилась, имела порядковый номер 333, что может означать рождение Христа, Может, как второе пришествие, тогда его вознесение наверх должно изменить устои и покончить с несправедливостью.

Но если мы посмотрим на общую модель под другим углом, то увидим капиталистическое общество, сошедшее с советских карикатур. Люди, обладающие большим, будут вести себя шапкозакидательски по отношению к тем, кто обладает меньшим. Что и выражается в действиях заключенных. Они высокомерны, посему общение нижних с верхними недопустимо. А если появится желание забраться наверх, то оно будет быстро пресечено людьми сверху. Никто, находясь в таких условиях, не будет делиться богатствами, это разбивает т.н. американскую мечту, эдакое право, что каждый может стать миллионером, главное условие которого — много работать. Если мы рассмотрим пример с космонавтом и каким-то топ-менеджером, то второй будет получать значительно больше, но разве труд космонавта проще, чем труд топ-менеджера? А труд шахтера?

-7

Как было отмечено, главный герой идеалист, пусть и с нотками прагматичного Тримагаси. Его идеи терпят крах, встречаясь с объективной действительностью. Общественное бытие определяет общественное сознание. Люди, следуя материальному, стремятся выжить, а чтобы выжить, нужно вести себя соответствующе. Если ты попал на такой уровень, когда платформа приезжает без какой-либо еды, остается только один путь — каннибализм. Они загнаны в такие рамки, когда и думать не приходится о каком-то там распределении или революции. И Тримагаси показал эту сторону, после чего Горен, перешагивая через свои идеалы, принимает это как возможное. Общественная мораль говорит, что так делать нельзя, но изображенная в фильме действительность говорит, что если ситуация такова, то можно. А альтернативный выход не показывают, хотя можно было через силу духа и тела продемонстрировать, как главный герой, согласуя свои действия со своими идеями, старается выжить и без каннибализма, например, используя воду. Примечательно то, что данное изображение походит на открытие окна Овертона. Ведь подобные идеи закладывают и другие вещи, например, разные гастрономические перформансы, где блюда оформляют в виде человека, что отражает некий акт.

Вернемся к символу, панна-коте, почему в данном виде это бессмысленно. Ведь если подумать, то, увидь организаторы возвращение этого десерта, они навряд ли бы стали кардинально всё менять, напротив, они могли бы уменьшить количество еды, спускаемое на платформе, или вовсе не спускать её какое-то время. Но также можно сказать, что в этой тюрьме люди будут преданы идее, и когда на платформе вновь начнут спускать еду, они опять отправят послание в виде какого-то другого блюда. А в конце, если и нужно, то умрут за идею. Но этому не бывать, ведь для таких подвигов нужен совершенно новый человек, а в реалиях этой башни такой человек просто не может появиться. Идеализм главного героя подкрепляет еще и отсылка к Дон Кихоту, который сражался с ветряными мельницами. Данный протест пустяк, но его показывают как верное. Он базируется лишь на эмоциях, на гневе от несправедливости, от скотского положения дел и т.п.

-8

При действительно равном распределении люди умственного труда и люди физического труда дополняют друг друга. Если вторые обеспечивают себя и первых материальными благами, то первые обеспечивают себя и вторых знаниями. Что выстраивает единый социальный организм. Если мы убираем людей умственного, то люди физического не смогут развиваться, произойдет консервация, ровно как если убрать людей физического, то первые просто не смогут выжить, без материальных благ. Но что мы видим в фильме: у нас есть некто, кто спускает готовый продукт вниз, а люди внизу выступают в роли потребителей, ведь они ничего не производят, а только лишь потребляют, тогда как этот некто имеет над ними власть. Возникает тогда вопрос, а зачем они, собственно, поддерживают жизнь.

Кино, это продукт современного капитала, а заработок денег, как один из мотиваторов. Поэтому, когда порицают нынешнее положение вещей будь то общественные нормы или экономическую систему, это выгодно. Ведь кто-то скажет, что это может нанести ущерб системе, однако, как минимум, это приносит деньги, а где-то и Оскар (фильм «Паразиты»). Еще одна причина, что люди узнают современный мир, спрятанный за этой аллегорией, так как человек находится внутри этой системы, и он легко сопоставляет мир реальный и художественный. А, проведя аналогии, возникает закономерный гнев, эмоции. Потому что как и в фильме небольшая часть людей владеет большим, чем все остальные, так и в реальном мире. Но фильм не даёт конкретных ответов, лишь образы, которые можно трактовать по-разному и с разных сторон (можно вспомнить фильм «Завод» Юрия Быкова). Есть только идеалистическая оболочка и какие-то действия, которые должны привести к благорастворению, но этого не показывают. Так люди, перенасытившись всем этим, начинают испытывать эмоции, что мешает увидеть объективную реальность, и перегорают.

Чем мог быть сертификат, ради которого человек согласился на такой эксперимент, нам в фильме не рассказывают, но можно предположить, что он дал бы какие-то привилегии, которые в реальной жизни получить было бы практически невозможно, а так, в обход обычного, главный герой получил бы это, пройдя испытание, эксперимент. Но нельзя исключать, что это было что-то обычное, например, деньги или имущество.

Поговорим о цветовых решениях в фильме. Цвет в тюрьме больше смещается к зеленому, что символизирует холодность этого места, витающую безразличность, страх. Когда же наступает т.н. ночь, включается красный цвет, человек осознаёт, что он подвластен судьбе, а когда Горен принимает сущность этого места, можно сказать, что этот цвет сталкивает истину и ложь, рождает заблуждения. Но интересен момент, когда девочку посадили на платформу и она начала подниматься вверх, вокруг всё было залито красным. По исследованиям Роберта Платчика, красный цвет символизирует ярость, можно ли сказать, что та девочка, это было послание ярости людям наверху от людей снизу. И почему девочка. Есть мнение, что это изображение возможностей, мол, из низов можно подняться наверх, но это, скорее, выглядит как жертва, которую приносят люди сверху, дабы поддерживать баланс и равновесие, поддерживать т.н. американскую мечту. Главный герой, прошедший путь индивидуации, уходит со своей тенью или альтер эго в пустоту. Подобная незавершенность весьма типична сегодня, что позволяет так и эдак крутить символами, складывая из всего получившегося какой-то посыл, который хотел донести автор, а в действительности посыла могло и не быть.