Что делать владельцу заведения общепита после выхода из карантина? Как увеличить число клиентов, если будут действовать ограничения по количеству посадочных мест? Зачем официанту планировщик? Редакция «Своего дела» поговорила с Максимом Нальским, основателем компании по автоматизации ресторанного бизнеса iiko и создателем сервиса автоматизации процессов Pyrus, о том, как предпринимателям вернуться к докризисным показателям
Что ждёт рестораторов после карантина
По прогнозам президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, из-за введённых ограничений закроется 30–50 % кафе и ресторанов. По мнению основателя iiko Максима Нальского, вопрос о дальнейшей работе заведений напрямую зависит от того, удастся ли предпринимателям договориться с арендодателями об отсрочке или каникулах, так как плата за помещение — одна из самых больших статей расхода.
«Открытие после карантина можно считать вторым рождением. Только благодаря опыту вам теперь будет чуть проще, чем на старте»,
— считает Нальский
По его словам, этим летом повышается вероятность того, что посетителей в ресторанах станет больше, несмотря на падение доходов, — из-за закрытия границ в сезон отпусков. А поход в ресторан или кафе, по мнению предпринимателя, — один из способов провести свободное время. Но быстро вернуться к докарантинным показателям могут помешать ограничения Роспотребнадзора. Ведомство разработало рекомендации, согласно которым сначала могут открыться только точки общепита площадью не более 50 квадратных метров, в помещении должно находиться не более пяти столов, каждый на одного-двух посетителей. На следующем этапе возобновят работу кафе и рестораны с большей площадью, но не более чем с 20 посадочными местами.
Как утверждает эксперт, ограничения не позволят быстро вернуться к привычной работе и обслуживать такое же количество клиентов, как до пандемии. По мнению Нальского, один из способов разместить большее количество людей — открыть летнюю веранду, если есть возможность расширить пространство. «Очень распространена ситуация, когда веранда практически заполнена, а зал — нет», — замечает Нальский. Увеличить поток клиентов можно благодаря введению в непиковые часы таких акций, как happy hours.
Путь к краху: 13 ошибок начинающего ресторатора
Ещё одна проблема, с которой столкнутся предприниматели, — усиление борьбы за клиента. Ему придётся чаще делать выбор из-за сократившихся доходов. По словам Нальского, статистика iiko показывает, что сейчас работают 50 % заведений, а оборот составляет 30 % от докоронавирусного.
«Раньше у покупателей было 100 рублей и каждому заведению они отдавали по рублю. Сейчас у них есть 30 рублей, которые они распределяют на 50 заведений. Т. е. предприниматель получает 60 копеек»,
— сравнивает Нальский
Оставаться конкурентоспособным можно за счёт повышения качества блюд и обслуживания, а также благодаря введению спецпредложений.
Как действовать рестораторам
1. Продолжайте работать на доставку
Нальский рекомендует сохранить сервис и после снятия карантина. «У многих выработается привычка покупать всё через интернет. Поэтому общепиту нужно в любом случае продолжать работать на доставку», — объясняет эксперт. По его мнению, с точки зрения рентабельности лучше иметь собственного курьера, чем работать с агрегаторами, которые, по данным рестораторов, берут до 30 % комиссии (официально её размер сервисы не раскрывают).
«Агрегаторы — это подходящий вариант для маленького кафе с небольшим количеством заказов на доставку, но для более крупных ресторанов, особенно сетевых, лучше организовать свою службу. Когда вы продаёте через агрегатор, клиент принадлежит ему», — объясняет Нальский.
Если же у владельца заведения нет денег нанять курьеров, первое время после окончания карантина стоит попробовать перераспределить ресурсы внутри команды. Из-за того, что в залах будет неполная посадка, официантов можно временно перевести на курьерскую работу. Этот способ позволит избежать сокращений и сэкономить на найме.
2. Договоритесь о поставках маленькими партиями
«Конечно, самое очевидное правило в работе с поставщиками — сотрудничать с теми, у кого ниже цены. Но не менее важно находить партнёров, которые готовы поставлять товар маленькими партиями, по мере необходимости. Оптовики не всегда охотно на это идут», — говорит Нальский.
По его мнению, у предпринимателей раньше были свободные средства, поэтому они могли закупаться на долгий срок — неделю. Тактику надо менять:
«Сегодня каждый рубль на счету. Нельзя замораживать деньги в складе. Если поставщик не соглашается ежедневно продавать малыми партиями и при этом не повышать цену, ищите другого»
Это позволит уменьшить товарные остатки и минимизировать списание продуктов. Кроме того, предприниматель советует постоянно мониторить предложения других поставщиков. «Сейчас оптовики становятся менее предсказуемыми, так как у них может просто отсутствовать товар или возникают задержки. Нужно всегда иметь запасные варианты для каждой категории: для бакалеи, мясных и молочных продуктов», — советует Максим.
3. Сделайте упор на локальных клиентов
Как утверждает Нальский, в первую очередь владельцам ресторанов и кафе нужно привлекать людей, которые живут или работают рядом, так как их легче превратить в постоянных посетителей. Эксперт советует использовать геотаргетинг в социальных сетях и листовки. Это, по мнению предпринимателя, —наименее затратные способы по сравнению с остальными, в том числе с рекламой в соцсетях. В качестве уникального торгового предложения на флаерах можно разместить информацию о летних акциях: о сезонных прохладительных напитках и блюдах, которые стоят дешевле позиций из основного меню или продаваемых по акции.
Не кликом единым: зачем владельцы бизнеса всё ещё используют флаеры
4. Откажитесь от расширения меню
«Поскольку уменьшились выручка и денежный поток, надо активнее продавать позиции, для производства которых нужны минимальные складские запасы», — говорит Нальский. По его мнению, сейчас не стоит расширять меню, так как на это потребуются дополнительные расходы. Эксперт советует работать с имеющимися позициями, продвигая наиболее дешёвые в производстве блюда. Как следствие, после карантина владельцу ресторана стоит отказаться и от поставок нового оборудования.
5. Откажитесь от переездов
Нальский не рекомендует рестораторам сразу переезжать в новые помещения, даже если условия по аренде будут выгоднее. Так можно сэкономить на одной статье расходов, но придётся заново изучать аудиторию, искать способы привлечения клиентов и даже изменить меню: например, добавить ланчи, если рядом есть бизнес-центры. По мнению Максима, это всё равно что начинать бизнес с нуля.
6. Не снижайте цены
Несмотря на то что доходы клиентов упадут, снижать цены Нальский не рекомендует. По его словам, основная задача ресторана после карантина — вернуться к докризисным показателям. В лучшем случае –это получится сделать в течение лета, в худшем — в сентябре. Повысить лояльность клиентов нужно иначе: с помощью специальных предложений, коммуникации, бонусов и подарков.
7. Автоматизируйте постановку и контроль задач
«Каждый день сотрудники ресторана получают множество поручений. Из них выполняют 95 %, но о 5 %, среди которых могут быть самые важные задачи, забывают. Эту проблему решают специальные сервисы», — говорит Нальский. Для повышения эффективности команды и контроля Нальский советует использовать таск-менеджеры, которые можно установить на телефон.
По его словам, нужно найти такое средство коммуникации, чтобы объединить всех сотрудников, но не перегружать их лишней информацией, как это бывает в общих чатах. Тем более, часть персонала, активно работающего в зале, не будет успевать оперативно реагировать на новые сообщения.
Через планировщик можно поставить большую задачу с продолжительным сроком выполнения или закрепить список ежедневных обязанностей. Поэтому Нальский рекомендует рестораторам найти систему автоматизации процессов. Так, по его мнению, предприниматели смогут оптимизировать работу и сэкономить время на обсуждениях вживую. Эксперт уверен: стоимость пользования такими сервисами не должна превышать 300 рублей в месяц на одного человека, особенно если в заведении немного сотрудников.
8. Объединяйтесь с другими предпринимателями
Нальский предлагает объединить усилия с другими локальными предпринимателями и делить сотрудников, если они недостаточно загружены. «Это могут быть представители бэк-офиса, например бухгалтер. Но отправлять в другое заведение работников кухни и зала не стоит, потребность в них возникнет в любой момент», — объясняет Нальский.
Разделяй и зарабатывай: как шеринг помогает в кризис