Найти тему
PetroART

Суровое "Дело Ричарда Джуэлла" - фильм-загадка от Клинта Иствуда.

Суровое "Дело Ричарда Джуэлла" - фильм-загадка от Клинта Иствуда.

Производство США, 2019 год. Режиссер Клинт Иствуд. Фильм снят по реальным событиям 1996 года.

Сюжет:

(кадр из фильма. Режиссер Клинт Иствуд)

США, 1990-е годы. Уже немолодой, страдающий лишним весом Ричард Джуэлл живет с мамой. Всю жизнь он мечтает «служить закону», быть «хорошим парнем» против «плохих парней», но дальше должностей охранника в офисе или в студенческом городке пробиться не может — слишком рьяно исполняет обязанности. Тем не менее он принципиально может достичь своей цели — так он отлично стреляет, эрудирован и внимателен.

Начинается скандальная олимпиада 1996 года в Атланте (после которой тогдашний председатель МОК Самаранч признал ее худшей в истории). В общественном парке раздается мощный взрыв — два человека погибают, (один из них кстати от инфаркта) и многие ранены. Но еще до взрыва простой охранник Ричард Джуэлл замечает рюкзак с бомбой и людей отчасти удается эвакуировать. В одночасье Ричард становится национальным героем, его интервью идут по всем каналам и мама им очень гордится.

Но проходит время и в ФБР понимают, что теракт мог совершить и сам Джуэлл — у него был мотив — прославиться и стать «настоящим полицейским». Через агента ФБР об этом узнает беспринципная журналистка одного из крупнейших изданий и Джуэлл так же в одночасье становится национальным антигероем. В его доме идут обыски, установлена прослушивающая аппаратура. Перед домом дежурят толпы журналистов. Мама плачет. Джуэлл обращается за помощью к знакомому адвокату — Уотсону Брайанту, который прежде всего просит его не сотрудничать с властями, которые «хотят его сожрать». С трудом Ричард заставляет себя видеть в агентах ФБР своих противников. Тем временем в ФБР не могут найти никаких улик против Ричарда. Все говорит за то, что он невиновен. Версия о том что он действовал не один тоже не подтверждается. Журналистка которая разрушила его жизнь приходит к этому же выводу и раскаивается. ФБР официально закрывает дело против Джуэлла, а несколько лет спустя находят и настоящего террориста — Эрика Рудольфа (которому в реальной истории дали четыре пожизненных срока). В 44 года (в 2007 году) Джуэлл умирает от сердечной недостаточности. В фильме делают намек, что вот от этих событий и умер. Вполне, конечно, возможно, но у него кроме того была крайняя степень ожирения и диабет.

О чем же фильм?

Схематично это картина про хорошего парня, служителя закона и порядка, чью жизнь растоптали СМИ и ФБР. Подтекст совершенно очевиден — сегодня с США у всех на виду ведущие СМИ и некоторые спецслужбы топчат жизнь еще одного «хорошего парня» - президента США Трампа. А поскольку делается это уже не один год, то в американском обществе назрел большой спрос на картину про недобросовестные СМИ, которые могут превратить в компост любого героя, будь он хоть спасителем мира.

Режиссер картины Клинт Иствуд — республиканец. Трамп — тоже республиканец. Хотя и осторожно, но Иствуд поддержал его на выборах и как видим поддерживает и сегодня — сняв картину про прекрасного человека которого затравили СМИ. Республиканец старой закалки Иствуд солидарен с ним в вопросах свободы оборота оружия и политики вы отношении мигрантов. Но совсем ссорится со СМИ Иствуд не стал — в конце картины шустрая журналистка раскаивается в содеянном и пускает скупую слезу. Эдакий реверанс режиссера.

В картине трогательного героя Ричарда травят не только СМИ но и ФБР. Здесь конечно так же аналогия с травлей Трампа, когда ФБР насобирала на него «русское досье». Правда потом Трамп превратил жизнь ФБР в сплошное адищще, но у Джуэлла такой возможности разумеется нет.

В целом картина (конечно социальная драма) сделана на высочайшем уровне. По сути перед нами очень сложная художественная документалистика. В одном из эпизодов в телеинтервью, которое идет по телевизору, мы видим прототипа главного героя — настоящего Ричарда, но эта подмена только подчеркивает качество документалистики.

Одна из фундаментальных тем фильма — разрушение иллюзий простого гражданина относительно государства, которому этот гражданин искренне верил. Для Ричарда это личная драма. Он полагал что в своей стране он может смело опираться на служителей закона и с большим трудом адвокату удается снять с него розовые очки. Это тоже современный тренд США, который подмечает Иствуд. Теория заговора властей против простых трудяг-американцев имеет самую широкую аудиторию.