26,6K подписчиков

Какие советские мультфильмы самые лучшие: выбор российских аниматоров

114 прочитали

Хороший мультфильм не только проверенный способ заполучить несколько минут тишины, заняв детей на карантине. Это еще и отличная возможность отвлечься от рутины самому: анимация совершенно точно благотворно влияет на психику, а уж если собрать за просмотром всю семью – и вовсе способствует улучшению психологической обстановки в режиме самоизоляции, когда все сложнее оставаться на позитиве. Спросили настоящих профи – анимационных режиссеров – об их любимых мультах. Пересматривать любой можно бесконечно.

«Каникулы Бонифация» (1965) Федора Хитрука

Фото: «Союзмультфильм»
Фото: «Союзмультфильм»

Вера Мякишева режиссер-постановщик мультфильмов «Кошечки-собачки», «Ми-ми-мишки», «Деревяшки» (студия «Паровоз»): «У меня много любимых мультфильмов, и очень сложно выбрать из них один. Пожалуй, в этот раз остановлюсь на классике. Это «Каникулы Бонифация» 1965 года, работа моего любимого режиссера Федора Савельевича Хитрука. Я могу пересматривать этот мультфильм бесконечно. Он для меня и детский, и взрослый одновременно, а еще очень глубокий, философский. После просмотра всегда возникает ощущение светлой печали. В мультфильме безупречный темп, ритм и прекрасная музыка Моисея Вайнберга. Это просто учебник режиссуры. Очень интересно читать про процесс создания мультфильма в книжке Хитрука. В ней он рассказывает про посекундный график расчета длины эпизодов, расстановку акцентных мест, обозначение «линий настроения». По сюжету Бонифаций – образцовый цирковой лев, ни разу не бывавший на каникулах, и директор цирка отпускает его на отдых. Тот едет в Африку к любимой бабушке и мечтает отдыхать, купаться в озере, есть бананы и поймать золотую рыбку… Но вместо этого каждый день с утра до вечера он дает представления перед толпой малышей. Хочется поделиться прекрасной цитатой из интервью Сергея Капкова с Федором Хитруком: «Этот лев вкалывал в Африке 24 часа в день и вдруг в конце заявляет: «Какая замечательная вещь – каникулы!» Он считает, что хорошо отдохнул, понимаете? И в этом есть большая правда! Когда вы чувствуете, что приносите радость, вы не устаете».

«Веселый цыпленок» (1965) Цезаря Оршанского

Фото: «Киевнаучфильм»
Фото: «Киевнаучфильм»

Андрей Бахурин режиссер студии компьютерной анимации «Петербург»: «Это самый смешной мультфильм моего детства. Он был, кстати, снят в том же году, когда я родился. Помню, каждый раз, когда его показывали, я валялся по полу, не в силах перевести дух от смеха. Вот и сейчас, пересматривая его в 105-й раз, не могу удержаться – ржу в голос, хотя знаю все до каждого кадра и ляпа. Цыпленок вылупился из яйца и очутился во враждебном, полном опасностей мире. Но он этого не замечает: так заворожен окружающей красотой, в которую не перестает верить, даже когда его съедают. Невероятный заряд оптимизма способен победить любое зло. Наверное, таков посыл мультфильма. И мы, зрители, чувствуем этот эффект на себе. Подобно волку, мы готовы воскликнуть: «Какую-то инфекцию сейчас я проглотил». Этой инфекцией жизнелюбия и является мультфильм «Веселый цыпленок». Отдельно стоит отметить авангардную работу художника Галины Бабенко. Яркий дизайн чайникоподобных персонажей придает происходящему полное впечатление абсурдности и веселого безумия».

«Приключения капитана Врунгеля» (1976–1979) Давида Черкасского

Фото: «Киевнаучфильм»
Фото: «Киевнаучфильм»

Владимир Николаев продюсер, анимационный режиссер студии Wizart Animation: «Наверное, одним из самых ярких воспоминаний детства остается советский мультсериал «Приключения капитана Врунгеля» студии «Киевнаучфильм». Очень интересно смотреть, как авторы доработали персонажей из литературного источника и в анимации добавили и усилили именно основные их черты. Анимация дарит нам возможность неимоверного усиления образа персонажа и передачу его характера через внешний вид. Простое и стильное графическое исполнение позволило создать запоминающиеся образы и локаций, и персонажей. Наверное, это одна из самых правильных и ярких анимационных работ по переносу литературного источника на экран».

«Жил-был пес» (1982) Эдуарда Назарова

Фото: «Союзмультфильм»
Фото: «Союзмультфильм»

Наталья Березовая режиссер студии «Агама Фильм»: «Один из самых моих любимых мультфильмов, о котором хотелось бы рассказать всем, создал мой учитель Эдуард Назаров. «Жил-был пес» полюбили сразу все от мала до велика. Тут и смешные сценки с погонями, орущими кошками и девушками, выпрыгивающими из окна от страха, и великолепная актерская игра наших великих мастеров кино, Армена Джигарханяна и Георгия Буркова, и диалоги на полуфразах, междометиях, но очень точные, смешные, и, конечно, украинский колорит. Рисунки Назарова – красивые картины природы, а песни, которые он специально нашел для своего фильма, стали любимыми и, можно сказать, культовыми для нескольких поколений зрителей. Кроме того, я бесконечно восхищаюсь стилем персонажей, фонов и анимации. Все сделано как будто очень просто: пятнами, анимация без лишних движений, без захлестов и второстепенных фаз, которые так ценятся в рисованной анимации. Тут все решено простыми действиями, но очень выразительным рисунком поз и мимики героев и блестящим ритмом. Всем, кто занимается анимацией, советую обратить внимание на монтаж. Мало кто так точно работает с движением в кадре и скоростью. Для себя я считаю это отдельной музыкой или даже танцем фильма. Ну и самое дорогое для меня – это слышать голос своего учителя в фильме. Эдуард Васильевич сам говорит за рассказчика и в одной сценке даже за пса».