УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ! или как замотивировать подростка на учебу
По многочисленным просьбам знакомых и подруг - таких же мам подростков, как и я - решила коснуться проблемы обучения. Казалось бы - все делаем правильно, а учиться ребенок не хочет! Особенно становиться сложно в подростковом возрасте, потому как он уже достаточно вырос, чтобы сказать свое "нет", но еще не может понять, где именно будет "да".
Мы совершенно точно знаем, чего делать нельзя:
- заставлять учиться за отметки (ведь главное - ЗНАНИЯ!)
- нельзя пользоваться шантажом или подкупом (не получишь 5 по русскому - не поедешь на море! (денег, планшет и проч.), ну или наоборот: получишь 5 - дам тыщу! - не говоря уже о том, что в подростковом возрасте это уже слабо работает, они давно нас "раскусили" - море все равно будет, а денег выудят мелкими купюрами.
- нельзя использовать сравнение с кем-то - "Посмотри на Петю! Он круглый отличник! А ты??" После этого ваше чадо будет тупо ненавидеть этого самого Петю - и все!
- ругать за плохие отметки (О, Боже! Лично Я это усвоила класса эдак с 3го, а так вот прям бесило - знаю, что ЗНАЕТ, так почему 2????)
- слишком нагружать ребенка - если львиную долю времени занимает учеба, не надо его еще отправлять дополнительно на все кружки сразу!
А что же мы можем сделать, чтобы повысить мотивацию к учебе?
- все психологи сходятся во мнении, что во всем, что мы ожидаем от ребенка, в первую очередь важен личный пример: если он не любит читать - читайте вместе с ним, если не любит математику - завлеките личным примером решения задач
- важно найти общие интересы с ребенком, открыть для него какие-то новые знания по заинтересовавшему предмету
- конечно, поощрение и похвала!
- можно создать для него "круг по интересам" - кружки и секции, где дети интересуются тем же, чем и он
- конечно, многое зависит от учителя - сумеет ли он заинтересовать своим предметом. К сожалению, в последнее время в школах все меньше и меньше учителей-предметников "фанатиков" своего дела и брать на себя заинтересованность в предмете приходится либо нам, родителям, либо дополнительным кружкам и секциям
Немаловажно узнать, благоприятная ли для ребенка среда в школе: все ли в порядке во взаимоотношениях с учителями, с одноклассниками, помочь ему адаптироваться в новом классе (возможно, с помощью классного руководителя). Задавайте ему вопросы! Интересуйтесь не отметками, а его ДЕЛАМИ в школе.
Все это отлично и здорово, но в подростковом возрасте все становится сложнее. Почему? Возможно по тому, что ребенок ВЫРОС - у него начинает формироваться своя точка зрения на мир, на школу, на одноклассников, на учителей и предметы. Он начинает понимать, что какие-то предметы не вызывают у него больше такого интереса, как в начальной школе. Есть один психологический трюк: разрешить подростку по "нелюбимым" предметам учиться на три, по терпимым на четыре, ну а любимые - на пять. Расставляйте приоритеты. Когда по любимым предметам он начнет получать пятерки, это будет мотивировать и подтянет остальные.
Свою роль опять же играет пубертатный период. У ребенка много сил и энергии отбирает рост, гормональные изменения. Помогите ему - составьте расписание на день, делайте для него "напоминалки". И когда он поймет, что он ПОНЯТ, соберите все телефоны, планшеты, ноутбуки в доме (а они отбирают ох как много сил и энергии!), уберите в дальний ящик, сядьте напротив своего чада и спросите - что же тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно? Конечно, кто-то может ответить - ничего. Хорошо, подойдем к вопросу по-другому - а в каком из этих любимых предметов ты хотел бы развиваться, ну и ,возможно, потом связать свою будущую профессию? (обычно в 13-14 лет подросток уже приблизительно знает, чем он бы хотел заниматься, просто иногда боится сознаться, чтобы не вызвать гнев родителей) Поговорите с ним как со взрослым (они уже взрослые и есть!) - как он себе это представляет, чего он хочет в этом достичь и почему. Не падайте в обморок, если его желания не совпадают с вашими, это - его жизнь! И куда идти по жизни он должен выбрать сам и только сам!
Где-то читала совет, что нужно посмотреть список востребованных профессий и направить ребенка туда. Ну а мне все-таки кажется, что профессия в первую очередь должна быть ДЛЯ ДУШИ, приносить удовольствие - только так человек сможет быть успешен. Заниматься ПРОСТО ЗАРАБАТЫВАНИЕМ ДЕНЕГ (а последнее время у нас все ужасно "сдвинуто" именно в эту сторону!) вряд ли принесет ему удовольствие. А ведь мы хотим, чтобы наш ребенок был успешен и счастлив?
И вот теперь помогайте ему освоить интересующую профессию, ищите вместе дополнительные знания, поощряйте и хвалите! Помогите ему освоить профессию "изнутри". И не нужно бояться, если ваш ребенок пойдет не как все - по стандартному (школа-вуз-аспирантура), а по своему, индивидуальному пути!