Нет, я не про тот идиотский случай, когда какой-то смешной человек с Кавказа заявил, что именно он придумал сценарий "Матрицы". Я про небольшой, второстепенный, но запоминающийся эпизод из первой "Матрицы". Постановка, антураж, все происходящее как две капли воды похожи на сцену из малоизвестного советского фильма, снятого ровно на десять лет раньше.
Что это, плагиат или чистая случайность? Неужели Вачовски настолько глубокие киноманы, что искали вдохновение в редких зарубежных экзотических фильмах? А может, дело в общем для всех киноделов универсальном киноязыке, в котором есть набор устоявшихся шаблонов? Смотрите, судите сами.
Итак, сцена из фильма братьев/сестер Вачовски, после предательства Сайфера, когда Нео с друзьями были застигнуты спецназом и агентом Смитом в каком-то заброшенном здании в матрице.
Повстанцы спускаются вниз по сумрачной лестнице, на одном из этажей Нео замечает черного кота, затем на следующем этаже, точно такого же кота. Он делится своим наблюдением с товарищами, они тут же приходят в ужас: дежа вю это плохой знак, значит, матрица дала сбой и они выслежены. Дальше начинается экшен, в течение которого у героев возникают очень серьезные проблемы.
За десять лет до "Матрицы", в 1989 году, режиссер Алексей Сахаров снял на "Мосфильме" фильм "Лестница" по сценарию и повести Александра Житинского. По духу это типичный фестивальный артхаус, то ли мистический, то ли философский. Одной из важных и центральных сцен фильма является та самая сцена на лестнице.
Главный герой, Владимир, спускается по лестнице в старинном (дореволюционном) доме, замечая на одной из площадок черного кота. На этаж ниже он опять натыкается на того же кота. Странное дежа вю, которое дает понять Владимиру, что пространство дало сбой. Практически тот же баг в "матрице", но только в обычной жизни, а не виртуальной, как в фильме Вачовски. После сцены с котом у главного героя "Лестницы" начинаются серьезные проблемы, которые он пытается решить в течении всего фильма.
Итак, налицо полное сходство эпизодов, включая общую идею - дежа вю с котом как показатель сбоя в нормальном ходе вещей, а также приемы съемки, ракурсы, работу художника и даже цветовую гамму кадра.
Нужно отметить, что в "Матрице" этот эпизод не является центральным, как в "Лестнице", а служит только для нагнетания напряжения и ускорения динамики фильма. Сам принцип, возникновение дежа вю, как признак скорого появления агента Смита, больше в трилогии не использовался, а значит, изначально был не важным. Без этой сцены Вачовски могли бы обойтись, но все-таки зачем-то вставили ее в свой фильм.
Можно спорить о том, что это, явный плагиат или случайное стечение обстоятельств, но одно бесспорно: советский фильм появился ровно на 10 лет раньше "Матрицы". Интересно было бы узнать мнение Алексея Сахарова по этому поводу, но к сожалению, режиссер умер в 1999 году, за несколько месяцев до премьеры "Матрицы".