42 подписчика

Викинги, боги, герои: о чём новый мультфильм «Викинг Вик»

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Кра­соч­ная прик­лю­чен­ческая ани­мация «Ви­кинг Вик» ре­жис­сё­ра Эри­ка Ка­зеса стар­то­вала в он­лайн-ки­ноте­ат­рах. Ис­то­рия сня­та по мо­тивам гер­ма­но-скан­ди­нав­ской ми­фоло­гии, где мир бо­гов по­рой ко­варен и без­жа­лос­тен, а мир лю­дей ис­полнен опас­ностей и нуж­да­ет­ся в нас­то­ящих ге­ро­ях — та­ких как Ви­кинг Вик. Под­робнос­ти — у Ма­рии Ло­хано­вой

У муль­тфиль­ма Эри­ка Ка­зеса на са­мом де­ле длин­ная ав­то­би­ог­ра­фия, от­сы­ла­ющая к твор­чес­тву из­вес­тно­го швед­ско­го жур­на­лис­та и пи­сате­ля Ру­нера Й­он­ссо­на, чья се­рия дет­ских юмо­рис­ти­чес­ких книг о маль­чи­ке-ви­кин­ге лег­ла в ос­но­ву нес­коль­ких ки­ноп­ро­из­ве­дений, пред­шес­тво­вав­ших по­яв­ле­нию ге­роя на­шего об­зо­ра — пол­но­мет­ражно­го «Ви­кин­га Ви­ка» (2019). Речь об од­но­имён­ном муль­тсе­ри­але 2013 го­да, так­же сре­жис­си­рован­ном Ка­зесом, и о вы­шед­шем на эк­ра­ны ещё ра­нее япон­ско-не­мец­ком ани­маци­он­ном те­лесе­ри­але «Ви­ки, ма­лень­кий ви­кинг» (1974).

Ска­зания о скан­ди­нав­ских мо­рехо­дах-за­во­ева­телях, оче­вид­но, не прек­ра­ща­ют вол­но­вать жаж­ду­щего прик­лю­чений зри­теля, зас­тавляя ре­жис­сё­ров штам­по­вать мас­штаб­ные и не очень са­ги о бо­рода­том Сред­не­вековье и пло­дить всё но­вые се­зоны «Ви­кин­гов» (2013 — н.в.) или их ми­лые ани­маци­он­ные ан­ти­поды в жан­ре фэн­те­зи вро­де се­рии «Как при­ручить дра­кона» (2010, 2014, 2019). Сов­сем не име­ет­ся в ви­ду, что эти тен­денции са­ми по се­бе не­гатив­ны, но ре­жис­сё­ры, так или ина­че, не­из­бежно по­пада­ют в рас­став­ленную собс­твен­ны­ми ру­ками ло­вуш­ку под наз­ва­ни­ем «кри­зис идей», — что, к со­жале­нию, и слу­чилось с соз­да­теля­ми «Ви­кин­га Ви­ка». Но об этом поз­же, а по­ка о сю­жете — глав­ном по­воде для пре­сыщен­но­го «ка­ран­тинно­го» зри­теля смот­реть фильм или от­ки­нуть как не­дос­той­ный вни­мания.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В ру­ки вож­дя пле­мени ви­кин­гов — слав­но­го Халь­ва­ра — по­пада­ет во­ен­ный тро­фей: меч вер­ховно­го бо­га Оди­на, от­ня­тый в бою у пи­рата Све­на Ужас­но­го. По ле­ген­де, этот меч об­ла­да­ет уди­витель­ным свой­ством прев­ра­щать всё, к че­му при­кос­нётся его вла­делец, в зо­лото. Но есть заг­воз­дка: Халь­вар по­нятия не име­ет, как об­ра­щать­ся с этой шту­кови­ной, что­бы зас­та­вить её тво­рить ма­гию, как, собс­твен­но, и пре­дыду­щий хо­зя­ин ме­ча Свен. Вот по­чему эта гру­да же­леза с на­сеч­ка­ми из древ­них рун на вре­мя пе­рес­та­ёт ин­те­ресо­вать всё на­селе­ние де­ревуш­ки Фла­ке, за ис­клю­чени­ем щуп­ло­го юно­го маль­чу­гана Ви­ка — сы­на вож­дя, меч­та­юще­го стать ве­ликим во­ином и об­ла­да­юще­го не­дюжин­ной эру­дици­ей и сно­ров­кой, по срав­не­нию с ка­рика­тур­но не­ук­лю­жими и не­со­об­ра­зитель­ны­ми стар­ши­ми ви­кин­га­ми. Вик от­кры­ва­ет сек­рет ме­ча, а Халь­вар в по­рыве «зо­лото­го» бе­зумия слу­чай­но прев­ра­ща­ет лю­бимую же­ну Иль­ву в зо­лотую ста­тую. Не­из­вес­тно, как бы обер­ну­лось де­ло, ес­ли бы в де­рев­ню ви­кин­гов удач­но не при­был нек­то, наз­вавший­ся Лей­фом, сы­ном Эри­ка Ры­жего (то­го са­мого лю­бимо­го пер­со­нажа учи­теля ге­ог­ра­фии), убе­див­ший вож­дя от­пра­вить­ся в неп­ростое пу­тешес­твие к вра­там Ас­гарда — гра­нице меж­ду ми­рами бо­гов и лю­дей, да­бы вновь вер­нуть зо­лотой ста­туе Иль­вы че­лове­чес­кий об­лик. В пу­ти ге­ро­ев ждёт мас­са прик­лю­чений: пи­рат­ский «рай», не­ис­то­вые сра­жения, встре­ча с тре­мя сёс­тра­ми — Гроз­ной Аг­неттой, Кри­чащей Ми­ми и Боль­шой Бер­той, «во­рон­ка смер­ти», не­ожи­дан­ное пре­датель­ство и да­же встре­ча с са­мими сы­новь­ями Оди­на — Ло­ки и То­ром. Глав­ную роль во всех этих со­быти­ях сыг­ра­ет, ра­зуме­ет­ся, Вик, ко­торый в оче­ред­ной раз про­демонс­три­ру­ет, что ум бы­ва­ет эф­фектив­нее си­лы.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

В це­лом по­тен­ци­ал муль­тфиль­ма по­казал­ся до кон­ца не рас­кры­тым. Ощу­щение, что всё это мы уже где-то ви­дели, прес­ле­ду­ет от на­чала и до кон­ца. И при­чина в том са­мом «кри­зисе идей», о ко­тором уже ве­лась речь вы­ше — мно­гие из них, от сце­нар­ных хо­дов до ви­зу­аль­ных ре­шений, не­ори­гиналь­ны, и в этом глав­ный не­дос­та­ток муль­тфиль­ма. Нап­ри­мер, сце­на унич­то­жения ме­ча Оди­на — это­го ящи­ка Пан­до­ры в ми­ре ви­кин­гов — буд­то бы спи­сана сце­нарис­та­ми с ис­то­рии Фро­до и коль­ца, они ре­шили не «ус­ложнять» и так­же рас­тво­рить злос­час­тный меч в рас­ка­лен­ной ла­ве вул­ка­на. Из про­чих ми­нусов — по­вер­хностно про­писан­ные ха­рак­те­ры ге­ро­ев; вто­рос­те­пен­ным пер­со­нажам то­же уде­лили нес­пра­вед­ли­во ма­ло вни­мания, хо­тя мно­гие из них бы­ли дос­та­точ­но ко­лорит­ны, что­бы сде­лать сю­жет ин­те­рес­нее. Для муль­тфиль­ма, на­целен­но­го на се­мей­ный прос­мотр, хо­телось ба­наль­но смеш­нее. За­мена то­пор­но­го юмо­ра на ос­тро­ум­ный впол­не мог­ла бы вы­тащить эту неп­ло­хую ис­то­рию на уро­вень хо­рошей.

Ос­та­вив ми­нусы в сто­роне, всё-та­ки хо­чет­ся ре­комен­до­вать «Ви­кин­га Ви­ка» для до­маш­не­го прос­мотра с деть­ми: как ми­нимум муль­тфильм спо­собен выз­вать ин­те­рес к ми­фоло­гии и стать стар­том для даль­ней­ше­го рас­ши­рения кру­гозо­ра. Так или ина­че, хо­тя спрос и рож­да­ет пред­ло­жение, ки­ноп­ро­из­во­дите­лям иног­да по­лез­нее сде­лать пе­рерыв.