Найти тему

Психология цвета. Часть I

Говоря о цветовосприятии, необходимо обратить внимание на тот факт, что каждый цвет, помимо психологического воздействия на зрителя, обладает ещё и пространственным воздействием, а также своим эмоциональным воздействием связан с конкретными геометрическими формами.

На первый взгляд, эта информация важна скорее художникам и дизайнерам. Но… Так как профессиональный фотограф и профессиональный видеограф являются в современном мире неотъемлемой "составляющей" изобразительного искусства, с основными принципами психологического воздействия цвета на зрителя необходимо ознакомиться. И поможет эта информация не только в постановочной фото или видео съёмке, но и в репортажной. Делая снимок какого-либо объекта и пытаясь передать определённые эмоции, Вы можете достичь совершенно неожиданного противоположного результата потому, что: или задний фон по своему цветовому составу может вызывать противоположные ожидаемым эмоции у зрителя, или какой-либо объект на заднем фоне своей конкретной геометрической формой может психологически "перенастроить" Ваше изображение.

 Не подлежит сомнению тот факт, что цвет способен оказывать на человека большое влияние и определять его эмоциональное или духовное состояние бессознательно. Одни цвета нас очаровывают, другие – вселяют страх и ужас, третьи – успокаивают или вызывают тоску и т.д.

Психология восприятия цвета формировалась в человеке не без помощи природных явлений, сопровождающих нас на протяжении всей жизни. И самыми яркими и постоянными, безусловно, можно считать явления, сопровождающие смену времён года.

 Весна, как символ пробуждения всего живого, сопровождается появлением красок, наполненных светом. Жёлтый, жёлто-зелёный, светло-розовый и светло-голубой – далеко не полный перечень цветов, которые мы можем наблюдать весной. Все они сияют юностью, обогащают звучание природы и вызывают у нас море положительных эмоций.

Лето, благодаря своему изобилию, пышности форм и силе цвета можно считать апофеозом красок – пластическая полнота созидающей мощи. Тёплые, насыщенные и активные цвета обладают особой силой и энергией. Различные зелёные цвета усиливают оттенки красного, а синие – помогают звучать дополнительный к ним оранжевый.

-2

Осенью цвета начинают угасать, приобретая коричневые и фиолетовые оттенки и вводя нас в состояние уныния, тоски, тревоги и т.д.

-3

Зимой природа погружается в пассивное состояние, сопровождающееся холодными, но в то же время прозрачными и одухотворёнными, сияющими внутренней глубиной цветами.

-4

Давайте рассмотрим психологическое воздействие и духовную выразительность некоторых цветов, расположенных в двенадцатичастном цветовом круге.

Жёлтый – самый светлый из всех цветов. По сути, является как бы уплотнённым и более материальным белым цветом. Символизирует разум, познание, мудрость. Он теряет это качество, как только затемняется серым, чёрным или фиолетовым. В этом случае тусклый жёлтый уже символизирует зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие.

 Один и тот же жёлтый цвет меняет свою выразительность в зависимости от того, какой цвет находится рядом с ним.

Жёлтый на розовом приобретает зеленоватый оттенок и его лучезарность пропадает.

-5

Жёлтый на оранжевом производит впечатление очищенного светло-оранжевого тона и напоминает о сиянии яркого утреннего солнца над полем зреющей пшеницы.

-6

Жёлтый на зелёном сияет, затмевая зелёный, одновременно создавая гармоничное сочетание, потому что зелёный является смесью жёлтого и синего.

-7

Жёлтый на фиолетовом приобретает чрезвычайно суровую и безжалостную силу, при этом смесь жёлтого с фиолетовым формирует коричневатый, болезненный и безразличный характер.

-8

Жёлтый на светло-синем сияет, но при этом выглядит чужим и потерянным.

-9

Жёлтый на красном создаёт громкий аккорд, великолепно излучая богатство познания и бытия.

-10

Жёлтый на белом теряет свою лучистость и производит впечатление тёмного цвета. Белый оттесняет его и из преобладающего делает подчинённым. При замене одного цвета другим они оба изменят свою выразительность.

-11

Жёлтый на чёрном проявляет себя в самом ярком и агрессивном блеске.

-12

Красный цвет – очень активный и всегда тёплый.

Физиологически подчинён крови. В цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его яркость нелегко затмить, но при этом он очень изменчив и достаточно легко меняет свой характер, когда принимает желтоватый или синеватый оттенки, позволяющие использовать большие возможности модуляций. В противоположность жёлтому, красный можно варьировать в пределах контрастов тёплого и холодного, светлого и тёмного, блеклого и насыщенного, не разрушая его цветовой основы. От демонического красно-оранжевого до ангельского нежно-розового, красный очень многообразен в своих психологических проявлениях.

Олицетворяет могущество, волю к победе, опасность, страсть, духовную любовь.

 Меняя контрастирующие цвета в сочетании с красным, можно добиваться изменения его выразительности.

На оранжевом фоне красный будет выглядеть тлеющим, тёмным и безжизненным.

-13

Красный на тёмно-коричневом вспыхнет сухим жаром.

-14

Красный на зелёном станет дерзким, банальным и шумным.

-15

Красный на чёрном проявит себя в высшей, непобедимой демонической сущности.

-16

Синий. Всегда холодный. Физиологически подчинён нервам. В отличии от всегда активного красного, всегда пассивен. Но это только с точки зрения материального пространства. С точки зрения духовной нематериальности, синий производит активное впечатление, а красный – пассивное.

 Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает, а синий свет в помещении кажется безжизненным и нагоняет непостижимую тоску. Синий оттенок кожи делает её бледной, "мёртвой", в то время как синее, залитое солнечным светом небо оказывает оживляющее действие.

Синий цвет олицетворяет уединение, смирение, глубокую веру, упорство, преданность, самоотверженность, истину.

 Тусклый, затемнённый синий вызывает чувство страха, суеверия, потерянности, печали и неизвестности.

Если синий расположен на жёлтом, он сразу теряет свою силу и становится очень тёмным.

-17

На чёрном синий светится максимально сильно и максимально чисто, подобно далёкому свету чистой веры.

-18

На красно-оранжевом фоне синий сохраняет свою чистоту, ярко излучаясь во вне и оправдывает себя в своей нереальности.

-19

Синий на зелёном приобретает красноватый оттенок, сохраняя при этом своё живое воздействие.

-20