Попробую раскрыть тему стоимости картин с помощью видеофрагмента из фильма “О чем говорят мужчины-2” (обязательно посмотрите перед прочтением)
Итак, почему “Тищенко” может стоить и 3000 долларов и 200 баксов?
Представьте себе мифического, а, возможно, и реального “Тищенко”. Он стоит перед написанной картиной и размышляет: за какую же цену можно ее продать? Конечно, первое, что ему приходит в голову: просто подсчитать стоимость материалов, что ушли на картину. Давайте ему поможем в этом.
Итак:
- Холст. Его стоимость зависит от многих факторов и может колебаться от 500 рублей до 3000, даже за холст одного и того же размера. Например, возьмем холст размером 100 на 100 сантиметров и рассмотрим два варианта ткани: хлопок и лен. Хлопковый холст на подрамнике китайского производства «потянет» на 800 рублей, а льняной – на 2500. Это и понятно: лен более долговечный и качественный материал, он редко теряет форму в процессе эксплуатации картины, и обогащает картину своей фактурой. Поэтому профессиональные художники работают только на льняных холстах.
- Рама. Если ткань при покупке уже натянута на раму, тогда вам не придется заказывать багет (стоимостью от 4000 рублей). Ну а если она просто приклеена к картону - готовьтесь к дополнительным тратам. Понятно, что траты эти тоже будут зависеть от вида рамы. Рамы - деревянное основание картины - бывают разной толщины. У дешевых холстов рама тонкая, с толщиной в среднем 1 см. У качественных холстов толщина рамы от 2 до 4 см. Картины, которые пишутся с прицелом участвовать в выставке и продажи в художественных галереях, имеют раму толщиной 4 см.
Цена холста зависит и от его просушки. Этим, кстати, китайские производители пренебрегают.
Форма холстов тоже важна: круглые, овальные, многогранные холсты обойдутся вам дороже примерно на 20%.
- Краски. Тоже имеют разную стоимость. Примечательно, что при покупке картины разница между качеством красок незаметна. Но уже через год вы ее увидите: качественные краски обладают повышенной светостойкостью и не изменят цвет на протяжении всей жизни картины.
Какой же бюджет у художника уходит на краски? Возьмем масляные. В специализированных магазинах они стоят от 160 рублей за 45 мл. Понятно, что ценовой итог по краске зависит от многих факторов: количества цветов в композиции, размера картины, ее сюжета, техники написания. Но в среднем для картины размером 1 м2, мастихином, с минимальным набором цветов составит не менее 4000 тысяч.
В этот же раздел необходимо добавить дополнительные траты на растворитель, льняное масло и лак. Последний нужен для защиты красочного слоя, и добросовестные художники всегда покрывают им готовую картину. Качественный лак стоит от 2000 рублей за 125 мл.
- Кисти. Чрезвычайно важный расходный материал. Именно использование при написании картины разнообразных видов кистей дает многообразие эффектов и мазков, заставляя картину «играть». Но это еще и быстро изнашивающийся материал – кисти, особенно после акриловых красок, быстро выходят из строя. В среднем при написании одной картины художник использует от 3 до 10 видов кистей, стоимость которых варьируется от 100 до 2000 рублей за одну штуку.
- Текстурная паста. Дарит картине объемные эффекты. Самая дешевая паста отечественного производства стоит от 460 рублей за 500 гр. Импортные, обладающие более разнообразными эффектами, обойдутся дороже: в среднем от 1800 до 2400 рублей за 250 мл. Можно вместо текстурной пасты использовать и шпаклевку, но результат с большой долей вероятности может будь плачевным: уже в течение года она может потрескается и отвалиться, поскольку не предназначена для художественных работ на холсте. В момент покупки такая “подмена” не видна покупателю, а вот стоимость картины снижает. Но если художник хочет, чтобы его картина прожила долгую жизнь – вряд ли он решится на такой шаг.
- Дополнительные расходы. К этой статье отнесем стоимость мольберта, шлифовального аппарата, строительный фен для качественных картин из эпоксидной смолы, одежды для защиты от краски, респиратора для защиты от вредных испарений эпоксидной смолы (не пугайтесь – смола токсична исключительно до момента застывания, в дальнейшей эксплуатации – совершенно безвредна) и многое другое. Окончательный финансовый объем этих расходов зависит от предпочтений и привычек конкретного художника.
- Расходы, связанные с конкретной художественной техникой. Например, интерьерные работы с поталью (техника золочения) обязывают купить листы потали (25 листов, размером 14 см, каждый - от 230 рублей), клей для потали (500 - 1400 рублей за 125 мл.), защитный клей для потали (от 500 до 1600 руб. за 125 мл).
Дорогое удовольствие – модные картины из эпоксидной смолы с инкрустацией хрустальной крошкой и натуральными камнями. Для заливки картины площадью 1 м2 и толщиной слоя в 5 мм понадобится 6 кг смолы стоимостью от 6000 руб. Если еще добавить стоимость каждого колера (от 550 за 50 мл) и хрустальной крошки (от 1000 рублей за кг.), то можно примерно представить немалую общую стоимость материалов для такой картины!
- Стоимость доставки. Если художник живет в провинциальном городке, где нет художественных магазинов или есть, но со скудным ассортиментом, то бедный творец вынужден все заказывать из других городов, увеличивая стоимость материалов за счет стоимости их доставки. А она нередко бывает достаточно высокой. Все плюсуем.
Ну что же, с первым критерием, влияющим на стоимость готовой картины, мы разобрались.
Переходим ко второму.
Это - уровень профессиональной подготовки художника.
Профессия художника необычна. Только вдумайтесь: есть вузы, которые готовят специалистов-художников различных направлений, а вот рабочих мест, куда может пойти работать по специальности «готовый художник», практически нет.
На сайтах по поиску работы очень хорошо видно: да, там постоянно требуются люди, обладающие художественными навыками. Но! Им предлагают отнюдь не постоянную, а разовую работу, отдельные проекты. Художник вынужден сам себе искать заказы и создавать самому себе рабочие места.
В художественной нише достаточно высокая конкуренция. Чтобы быть востребованным, необходимо быть профессионалом высокого класса, а для этого необходимо постоянно учиться и повышать свое мастерство.
Получить высшее художественное образование требует немалых финансовых вложений – с учетом того, что вузов, предлагающих такую возможность, очень мало в нашей стране. Как правило, стоимость такого обучения начинается от 500 000 рублей.
Но в любом случае, а тем более – если у художника нет высшего специализированного образования, при желании оставаться востребованным, необходимо постоянно учиться: на мастер-классах, семинарах или в рамках индивидуальных уроков. А это недешево. Например, мастер-класс по созданию картин из эпоксидной смолы стоит от 5000 до 25 000 рублей за 3 часа. Если же художник хочет научиться использовать сразу несколько техник, например, работу с текстурной пастой, технику нанесения потали, работу с эпоксидной смолой и так далее, то можно легко посчитать: вложить в знания и навыки придется от 10 000 до 100 000 рублей.
Третий критерий - известность художника. Помните, в ролике Слава и Камиль соглашаются, что картина стоимостью 3000 долларов действительно “хорошая”? Происходит это после аргумента, что картина «САМОГО Тищенко, известного современного художника”. Именно эта фраза подвигает их с интересом разглядывать картину, хотя до этого момента самое главное для друзей были ее размеры – чтобы помещалась в багажник, и скорость ее приобретения. Но как только они узнают, что на самом деле картина стоит 200 долларов, а Тищенко – персонаж придуманный, интерес к ней тут же пропадает. Очень показательный момент, иллюстрирующий вот эту самую зависимость стоимости картины от известности имени ее автора.
Само по себе «имя» не появится – и художник самолично занимается собственным продвижением. Для этого он должен участвовать в выставках, посещать значимые художественные мероприятия, общаться с галеристами, искать заказчиков, грамотно вести страницы в социальных сетях, светиться на мероприятиях, разработать собственный привлекательный сайт, научиться его продвигать и знать, как создать выигрышный визуальный контент. И если художник популярен – наверняка помимо художественного таланта он еще обладает и рядом других, которые позволяют ему быть хорошим маркетологом, SMM-щиком, таргетологом, пиарщиком, продажником и копирайтером. Современный художник - предприниматель, который все делает сам.
Но этому всему тоже надо постоянно учиться. Учиться писать хорошие тесты, снимать и редактировать фотографии, снимать сторис, монтировать видео, повышать навыки ораторского искусства, владеть техниками продаж, делать сайты (или хотя бы понимать логику их создания), настраивать таргетированную рекламу, заводить нужные знакомства.
Естественно, ему приходится оплачивать свое обучение смежным и необходимым навыкам для того, чтобы его работы продавались, а он мог продолжать творить. И если вы нашли художника через интернет, то знайте, что в месяц на свое продвижение он затратил около 30000 рублей.
Вы увидели картины художника на коллективной бесплатной выставке? Знайте: аренду помещения, рекламу выставки, угощение для гостей, создание и печать каталогов, работу куратора выставки оплатили сами художники, из своих сбережений. И стоимость картины, которая участвовала, а особенно, стала призером выставки, будет, конечно же, дороже.
Итак, до того, как кто-то скажет: “Да, я что-то слышал о Тищенко”, - самому “Тищенко” придется сильно попотеть и вложить немало средств.
Понятно, что все озвученные факторы естественным образом влияют на стоимость картины, которую вы хотите приобрести.
Четвертый критерий - художественная ценность картины. Складывается из нескольких параметров, например: наличие идеи и художественного замысла, авторский оригинал или копия, техника исполнения, присутствие новизны, сложность художественного выражения, мастерство написания, актуальность сюжета, выраженный стиль автора, удачное цветовое решение, соответствие изобразительному стилю.
У каждого из нас свой индивидуальный набор критериев. Кто-то больше ценит одно, кто-то – другое. Многие оценивают картину по критерию “Похоже - не похоже”. Для таких людей всё, что не похоже на реальность - мазня и безвкусица. Обычно они говорят: и я так могу намалевать! Но говорить – не делать J. Впрочем, если желание творить присутствует, то стоит отдаться ему и получить удовольствие.
Некоторые люди при оценивании картины очень похожи на Славу в ролике, когда он говорит о картине: “Нууууу…. прекрасно! Или ужасно?…Я не знаю”. Озвучивается увесистая цена картины в 3 000 долларов - и ее ценность в глазах Камиля сразу возрастает: “Нууу...хорошая картина. Видно, что хорошая”. Несколько минут – и вот уже и Слава соглашается с общим мнением, что картина стоит своих денег и заявляет, что ему она тоже нравится.
Отношение человека к картине напрямую зависит от цели ее дальнейшего использования. Например, если человек покупает картину в гостиную в стиле минимализм, то ему категорически не подойдет даже подлинник кисти Леонардо да Винчи, сколько бы он ни стоил.
Что же делать обычным покупателям, не желающим переплачивать за картину лишние деньги при ее приобретении?
Если вы не художественный коллекционер и приобретаете картину не с целью перепродажи или инвестиций, то для оценки реальной ее стоимости перед покупкой внимательно изучите рынок. Походите по выставкам, найдите и подпишитесь на художников в Инстаграм, загляните на сайт “Ярмарка мастеров”, сходите на вернисаж.
Не пожалейте времени, погрузитесь в мир художественного искусства, а вынырнув из него, вы поймете, какие картины нравятся именно вам, научитесь определять их ориентировочную реальную стоимость. Бонусами же станут положительные эмоции от общения с искусством, расширение кругозора и прилив творческой энергии.
Читайте оригинал статьи на портале художника Ева Райзман