1,7K подписчиков

Штатные радиоприемники заднеприводных автомобилей ВАЗ

7,8K прочитали

ВАЗ-2101 был мечтой автолюбителей начала 70-х, купил  один из первых и мой отец, принимавший участие в строительстве ВАЗа
ВАЗ-2101 был мечтой автолюбителей начала 70-х, купил один из первых и мой отец, принимавший участие в строительстве ВАЗа

В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сошли первые серийные автомобили ВАЗ-2101, лицензионный итальянский FIAT-124, доведенный советскими инженерами для тяжелых условий эксплуатации. В состав лицензионной технической документации на автомобиль входила документация на линейку итальянских радиоприемников Autovox Piper, которые конструктивно имели от одного до трех диапазонов.

Радиоприемник с диапазоном СВ,  Autovox Piper в  автомобиле FIAT-124
Радиоприемник с диапазоном СВ, Autovox Piper в автомобиле FIAT-124

К слову сказать радиоприемники Autovox Piper итальянцы выпускали по лицензии Philips, с этими радиоприемниками в СССР был внедрен установочный стандарт «mini Philips», распространенный с середины 60-х годов в Европе на малолитражных автомобилях. В 1969 году документация для освоения производства радиоприемников была передана на Муромский радиозавод (МРЗ) и венгерское объединение Videoton, в рамках СЭВ. Для первых серийных ВАЗ-2101 из ВНР была поставлена пилотная партия радиоприемников Videoton RD-3601 с одним диапазоном СВ 520-1605 кГц, который являлся копией однодиапазонного итальянского радиоприемника Autovox Piper, основная часть корпусных деталей были итальянскими, а электронные комплектующие венгерского, советского и гдэровского производства. Радиоприемников Videoton RD-3601 было поставлено на ВАЗ порядка 100 шт., автомобили ВАЗ-2101 с такими радиоприемниками были проданы сотрудникам и строителям ВАЗа.

Радиоприемники Autovox Piper, ставший прототипом венгерского  радиоприемника Videoton RD-3601
Радиоприемники Autovox Piper, ставший прототипом венгерского радиоприемника Videoton RD-3601
Штатный радиоприемник Videoton RD-3602 произведенный в ВНР, стал визитной карточкой ранних ВАЗ-2101/2102
Штатный радиоприемник Videoton RD-3602 произведенный в ВНР, стал визитной карточкой ранних ВАЗ-2101/2102

С третьего квартала 1970 года ВНР стала поставлять на конвейер восьмитранзисторные, супергетеродинные радиоприемники Videoton RD-3602, которые имели два диапазона ДВ 150-408 кГц, СВ 520-1605 кГц. Чувствительность в диапазоне ДВ составляет 250 мкВ, в диапазоне СВ составляет 75 мкВ, селективность составляет 30 дБ. Номинальная выходная мощность составляет 2 Вт. Полоса воспроизводимых частот 125-4000 Гц. Потребляемая мощность от бортовой сети автомобиля 12,8 В составляет 8 Вт. Габаритные размеры составляют 95х39х160 мм. Вес составляет 1,8 кг. Акустической системой является отражательная декоративная доска, с венгерским громкоговорителем HA-12/11. К концу 1971 года на конвейер ВАЗа стали также поставлять радиоприемники А-370, выпускаемые МРЗ, по дизайну они были ближе к итальянскому Autovox Le Piper 300, чем Videoton RD-3602, по остальным характеристикам, эти радиоприемники идентичны.

Итальянский радиоприемник Autovox Le Piper 300  и А-370 МРЗ отличаются в основном переключателями диапазонов и электронными комплектующими
Итальянский радиоприемник Autovox Le Piper 300 и А-370 МРЗ отличаются в основном переключателями диапазонов и электронными комплектующими
Радиоприемник А-370 в автомобиле ВАЗ-2101
Радиоприемник А-370 в автомобиле ВАЗ-2101

В 1973 году появился модернизированный венгерский радиоприемник Videoton RD-3603, который имел более мощный УНЧ с номинальной мощностью в 3 Вт.

Венгерский радиоприемник Videoton RD-3603 мало отличался от предшественника и ставился на ВАЗ-2101 до начала 80-х годов
Венгерский радиоприемник Videoton RD-3603 мало отличался от предшественника и ставился на ВАЗ-2101 до начала 80-х годов

Радиоприемники Videoton RD-3602, Videoton RD-3603, А-370 ставились на автомобили ВАЗ-2101/2102, по советской классификации относились к 3-му классу. В 1974 году был выпущен трехдиапазонный радиоприемник А-373 3-го класса, имевший ДВ 150-408 кГц, СВ 520-1605 кГц , УКВ 65,8-73МГц, предназначен был для установки в модернизированные автомобили 21011, 21021, 21023.

Радиоприемник А-373 по дизайну подходил в торпедо ВАЗ-21011, но конечно мог устанавливаться и на ВАЗ-2101, за установленный радиоприемник была предусмотрена доплата к базовой цене автомобиля.
Радиоприемник А-373 по дизайну подходил в торпедо ВАЗ-21011, но конечно мог устанавливаться и на ВАЗ-2101, за установленный радиоприемник была предусмотрена доплата к базовой цене автомобиля.

В 1973 году МРЗ был выпущен трехдиапазонный радиоприемник 2-го класса А-271, имевший ДВ 150-408 кГц, СВ 520-1605 кГц, УКВ 65,8-73МГц. А-271 был предназначен для установки на люксовые автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-21023 с трешечной торпедо.

ВАЗ-2103, "трешка", советский автомобиль-мечта на десятилетие
ВАЗ-2103, "трешка", советский автомобиль-мечта на десятилетие
Радиоприемник А-271 идеально вписался в дизайн трешечного салона
Радиоприемник А-271 идеально вписался в дизайн трешечного салона

В 1974 году радиоприемник А-271 был несколько доработан, в результате чего появилась также модификация А-271Г, предназначенная для установки на автомобиль ГАЗ-24. Радиоприемник А-271 имел также итальянские корни, изготавливался по лицензии Autovox RA-163.

Характерное место заводской наклейки А-271 1973 года, этот радиоприемник был пилотным и несколько отличался от серийных 1974-1977 годов выпуска
Характерное место заводской наклейки А-271 1973 года, этот радиоприемник был пилотным и несколько отличался от серийных 1974-1977 годов выпуска

Радиоприемник А-271 стал базовой моделью МРЗ на два десятилетия
Радиоприемник А-271 стал базовой моделью МРЗ на два десятилетия

Радиоприемник А-271 собран на транзисторах и гибридных микросхемах, имеет механическую кнопочную фиксированную память на две радиостанции в диапазоне ДВ, две в диапазоне УКВ и одну в диапазоне СВ. Имеется АРУ, ступенчатая регулировка тембра, АПЧ в УКВ диапазоне. В схеме применены гибридные микросхемы. АС состоит из головки 4ГД-8Е. Номинальная выходная мощность 3 Вт. Размеры приёмника 54х185х190 мм, масса 1,8 кг. Радиоприемник А-271 ставился на автомобили ВАЗ-2103/2106/2121, в 1977 году появилась модернизированная версия А271В с возможностью подключения внешнего магнитофона через гнездо СГ-5 (5DIN). Радиоприемник А-271В ставился ВАЗ-2103/2106/2121/2105, в 1980 году появилась модель А-275В, которая отличалась от А-271В измененным блоком УКВ, подшкальником со светодиодной индикацией включения диапазонов. Радиоприемник А-271В ставили на ВАЗ-2105/2106/2107/2121 до 1982 года.

Радиоприемник А-275В 1979 года, такой радиоприемник в то время называли пятерочным. В 1980 году  был изменен дизайн ручек, с 1983 года после небольших модернизаций, был переименован в Былину-207В.
Радиоприемник А-275В 1979 года, такой радиоприемник в то время называли пятерочным. В 1980 году был изменен дизайн ручек, с 1983 года после небольших модернизаций, был переименован в Былину-207В.

На часть экспортных автомобилей ВАЗ ставили импортные радиоприемники, на экспортные ВАЗ-21011/13/021/023 с 1979 года ставились вегерские радиоприемники Videoton RD-3613/3614, эти радиоприемники имеют диапазоны СВ, КВ 49м, УКВ, Videoton RD-3613 имеет диапазон УКВ 66-73 МГц, Videoton RD-3614 выпускался в двух вариантах с «немецким» диапазоном УКВ 88-104 МГц и с расширенным «советско-немецким» диапазоном УКВ 66-104 МГц, последних было выпущено немного, расширенный диапазон УКВ работал не очень корректно, поэтому эту версию сняли с производства.

Радиоприемник Videoton RD-3613 с "советским УКВ
Радиоприемник Videoton RD-3613 с "советским УКВ
Показан радиоприемник Videoton RD-3614 с расширенным "советско-немецким" диапазоном УКВ
Показан радиоприемник Videoton RD-3614 с расширенным "советско-немецким" диапазоном УКВ
 Радиоприемник Videoton RD-3614 с  "немецким" диапазоном УКВ
Радиоприемник Videoton RD-3614 с "немецким" диапазоном УКВ

На экспортных ВАЗ-2103/05/06/023/2121 с 1979 года ставились венгерский радиоприемник Videoton RD-4614 (СВ/КВ/УКВ) и чехословацкий радиоприемник Tesla 2107B (ДВ/СВ/КВ, УКВ), эти радиоприемники выпускались как с советским диапазоном УКВ, так и с «немецким», у Tesla 2107B был чуть расширенный УКВ 66-106МГц.

Венгерский радиоприемник Videoton RD-4614 (СВ/КВ/УКВ) в исполнении для соцстран, кроме ГДР, ставился  на  ВАЗ-21051/21063, по техническому уровню уступал А-271В, А-275
Венгерский радиоприемник Videoton RD-4614 (СВ/КВ/УКВ) в исполнении для соцстран, кроме ГДР, ставился на ВАЗ-21051/21063, по техническому уровню уступал А-271В, А-275

Чехословацкий радиоприемник Tesla 2107B (ДВ/СВ/КВ, УКВ) в исполнении для ГДР, ставился в основном на ВАЗ-2105, по техническому уровню уступал А-271Е
Чехословацкий радиоприемник Tesla 2107B (ДВ/СВ/КВ, УКВ) в исполнении для ГДР, ставился в основном на ВАЗ-2105, по техническому уровню уступал А-271Е

Венгерские и чехословацкие радиоприемники были предназначены для экспорта в страны социалистического лагеря, с «немецким» УКВ предназначались для ГДР. Для экспорта в ГДР и в страны ЮВ Азии, МРЗ выпускал модификации своих радиоприемников с диапазоном УКВ 88-104 МГц, пиктограммами на латинице, к ним относились: А-373Е, А-373Т, А-271Е, А-271Т, А275Е, индекс «Т» означал «тропическое исполнение», электроника таких радиоприемников была залита специальным лаком.

Радиоприемник А-271Е ставился на экспортные ВАЗ-2103/2106/21061/2121/21023(с трешечной торпедо), с этим радиоприемником ВАЗы попадали и в капстраны
Радиоприемник А-271Е ставился на экспортные ВАЗ-2103/2106/21061/2121/21023(с трешечной торпедо), с этим радиоприемником ВАЗы попадали и в капстраны
Радиоприемник А-275Е ставили на экспортные ВАЗ-21053/2107/2106/2121
Радиоприемник А-275Е ставили на экспортные ВАЗ-21053/2107/2106/2121

На автомобилях ВАЗ, предназначенных для экспорта в капиталистические страны, радиоприемники ставили редко, оставляя выбор и установку аппаратуры на усмотрение автодилеров страны импортера. Комплектация ВАЗом штатными радиоприемниками выпускаемых автомобилей, в 70-х годах составляла не более 10 %, в 80-е года не более 5 %, конечно привязка моделей радиоприемников к моделям ВАЗ очень условна, на ВАЗ-2101 вполне мог с завода стоять А-373, а на ВАЗ-21011 А-370, ставили те радиоприемники, которые были в наличии. В 80-х годах многие радиозаводы СССР освоили производство различных автомобильных радиоприемников и магнитол, и автовладельцу не составляло труда доукомплектовать свой ВАЗ радиоаппаратурой. В рамках этой статьи не реально осветить все выпускаемые в качестве ширпотреба автомобильные радиоприемники.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров