20,6K подписчиков

Неизвестные Гуслицы

2,5K прочитали

Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.  

Обычно, спасаясь от преследований, старообрядцы уходили как можно дальше, вплоть до самых отдалённых районов. Отношение гонимых людей к царской власти было соответствующее. Так, среди бесчисленных топей Мещёры сложился целый субрегион, со своим менталитетом. Позже, на этой же земле, в руках старообрядцев оказались и многочисленные промышленные предприятия.

В настоящий момент, административной единицы «Гуслицы» не существует. Однако гусляки никуда не исчезли. Их потомки до сих пор живут на этой земле. В рамках интернет-проекта «Дача в Подмосковье», мы решили пролить свет на несколько интересных фактов, неизвестных широкому кругу читателей.

На вопросы главного редактора нашего портала Марка Темникова, сегодня отвечает журналист, переводчик, автор статей о прошлом мещерского края Алексей Марков.

Алексей, расскажите нашим читателям о Гуслицах и Мещёре. Как эти края сложились исторически и какие деревни входили в состав края?

Мещера, а точнее Мещерская низменность, это природно-географический регион. Гуслицы – исторический. Мещера простирается с севера на юг от Клязьмы до Оки и к Востоку от Москва-реки до реки Судогда.  Она охватывает большую часть востока Московской области, север Рязанской и часть Владимирской.  

Гуслица целиком находится в Подмосковной Мещере. К ней относятся около трёх десятков сёл и деревень и один город, располагающейся в её центре – Куровское. Представьте вокруг этого города окружность с радиусом 20 километров. Это, приблизительно, и есть Гуслицы.   

Как царская власть могла допустить появление в Подмосковной Мещере целого края, населённого не самыми лояльными подданными?

Во-первых, старообрядческое население Гуслиц в прямую конфронтацию с правительством не вступало. Да, люди были смышлёные, грамотные, мыслили самостоятельно, но и умеющие жить тихо и где надо подмазать местное начальство, а то и приходского «никонианского» священника, чтобы те посылали наверх правильные отчёты об «искоренении раскола». Изучая историю торгового села Ильинский Погост, я обнаружил интересный факт, что многие годы незарегистрированная деревянная церковь действовала на расстоянии полверсты от дома станового надзирателя. Потом её конечно опечатали и разобрали. Нашлись добрые люди, донесли. Но можно сказать, что сам становой, не обойдённый вниманием богатых торговцев-старообрядцев, вряд ли был инициатором этого. 

Во-вторых, не все российские правители были ярыми противниками старообрядчества. Так, Екатерина II не особенно интересовалась сколькими перстами крестятся её подданные если нет бунта, исправно поставляются рекруты и платятся подати. А вот Николай I с гуслицкими старообрядцами боролся, присылал сюда жандармские экспедиции. Особенно трагическим для гусляков стал 1841 год, когда разгромили их главный тайный монастырь в Беливо.

Были ли попытки заставить гусляков отказаться от старой веры?

И попытки, и постоянное давление. Не признавались венчания, совершённые старообрядческими иереями, вводились унизительные ограничения, типа запрещения колокольного звона. Иногда дело доходило до абсурда. Так известен случай, когда в Ильинском Погосте синодальный священник о. Дмитрий Кудрявцев запретил местным старообрядцам прикрепить небольшой крест к воротам сельского кладбища и петь, провожая покойников в последний путь. Вскоре его дом с имуществом сгорел по неизвестным причинам (семья не пострадала), а батюшка спешно попросил начальство о переводе в соседний уезд.  

Справедливости надо сказать, что власти действовали не только кнутом, но и пряником. Для миссионерской работы в том же Ильинском Погосте построили огромный и богато украшенный храм, а близ деревни Куровская – Спасо-Преображенский гуслицкий монастырь. Помогало это слабо. В лучшие годы церковные книги регистрировали около десятка обращений из «раскола», причём фиктивных или нет – непонятно.

А с колокольным звоном старообрядцы решили вопрос со свойственной им смекалкой. Понавешали в деревнях на столбах колоколов и объявили их пожарными рындами. По праздникам звонили, созывали народ в молельни.

Как связана история Гуслиц и воровской промысел?

Воровали на Руси всегда. И не только в Гуслицах. Но здесь было легче скрываться и прятать награбленное. Не было у гуслицких старообрядцев обычая выдавать злодеев полиции. В крайнем случае могли расправиться сами. С другой стороны, и разбойнички, типа Васьки Чуркина стремились не обижать гусляков. Грабили больше приезжих или вообще «работали» на стороне. Своих фабрикантов и трактирщиков просто пугали поджогом и вымогали деньги. Много не просили, обычно ограничивались четвертным билетом. На наши сегодняшние деньги это тысяч двадцать пять.  

Много ли сейчас в крае старообрядцев?

Людей, соблюдающих все посты, полностью выполняющих все требования старой веры немного. Больше тех, кто помнит о своих корнях, хотя и в обычную церковь могут зайти. Могу сказать, что старообрядческий Георгиевский храм в городе Егорьевске на Пасху полон людей. Хотя кто-то может сказать, что Егорьевск — это не совсем Гуслицы.

Какого было отношение советской власти к старообрядцам?

Не секрет, что многие богатые старообрядцы поддерживали революционеров и социалистов, входили в руководство думских партий немонархического направления – прогрессистов, октябристов, кадетов. Среди друзей старообрядца Саввы Тимофеевича Морозова были и большевик Красин, и пролетарский писатель Горький. А знаменитая светская львица дореволюционной Москвы Варвара Морозова (Хлудова) за свою связь с большевиками, которых принимала в своём доме и помогала бежать за границу, вообще находилась под надзором полиции. Поэтому в первые годы существования советской власти старообрядцев, совсем не мечтающих о восстановлении монархии, сильно не обижали. Конечно, не считая жилищных уплотнений и национализации предприятий.

Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Трудолюбивые, грамотные, непьющие старообрядцы – мельники, трактирщики, владельцы крупорушек, хмелеводы – массово пошли под раскулачивание. В конце тридцатых взялись и за остальных – священников, уставщиков и рядовых прихожан. При этом, удивительный факт, но сам «железный нарком» Ежов по некоторым данным, происходил из старообрядцев-бегунов.

В более вегетарианские хрущёвские и брежневские времена многие гуслицкие старообрядцы успешно трудились на ответственных должностях и даже носили в карманах партбилеты. Община не отвергала их, считала за своих, если они поддерживали с ней связь и не были богоборцами.

Какова экскурсионная ценность гуслицкого края? Куда ехать и на что смотреть?

Здесь надо решить, что вам особенно интересно. Если интересует история старообрядчества, то надо обязательно посетить беливские скиты. Это настоящий мемориальный парк, расположенный в величественном сосновом бору с густым черничником. Но на общественном транспорте туда добраться трудно.

Есть два старинных деревянных храма в селе Рудня-Никитское. Оба 18 века. Правда, принадлежат они РПЦ.

Не пожалеют те, кто доберётся до деревни Чёлохово. В лесу, у деревни стоит часовня Святого великомученика Никиты и лежит огромный камень, у которого по традиции молятся старообрядцы. Там же, у деревни есть прекрасно оборудованный чистый пляж. В самой деревне варят крафтовое пиво. Через Чёлохово каждые полчаса ходят маршрутки от Егорьевска и платформы «88 километр» Казанской железной дороги.

Ну и конечно, в столицу древних Гуслиц можно заехать, в село Ильинский Погост. Туда можно добраться на электричке, правда ходит она не часто. В центре села в великолепной сохранности находится комплекс зданий старинной земской больницы. Дорога к нему ведёт мимо огромного Воскресенского храма с приходской школой. Вокруг села сосновые леса. На окраине – творческая усадьба «Гуслица», где живут художники, проводят мастер-классы по разным ремёслам, например, гончарному.

По самому городу Куровское тоже интересно погулять, посмотреть старинные рабочие казармы и корпуса фабрики Балашовых, Спасо-Преображенский монастырь, две единоверческие церкви. В Куровское прямые электрички часто ходят, от Москвы проблем добраться туда нет никаких, даже экскурсантам без машины.

А тем, кто путешествует на автотранспорте я советую проехать по тихой асфальтовой дорогое через сёла Устьяново, Гридино-Шувое и Шувое. В Устьяново в хорошей сохранности находится изумительной красоты, действующий старообрядческий храм. В Гридино-Шувое – святой источник с надкладезной купелью, а в Шувое – деревянный старообрядческий Троицкий храм и памятный крест в лесу, на краю села, на месте старообрядческих скитов.

  Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.

Грод Куровское. Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан для возвращения «раскольников» в лоно синодальной церкви. Жизнь внесла в эти оптимистические планы значительные коррективы.

  Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.-2

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца в Устьяново. Построенный в 1915 году в стиле древнерусской псковской школы, этот храм за выразительность и лаконичность форм называют «гуслицким Покровом на Нерли». 

  Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.-3

Святой источник в селе Гридино-Шувое. По преданию ударил на месте кровавого столкновения дружины князя Пожарского с польско-литовским отрядом Лисовского.   

  Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.-4

Беливские скиты. В этом величественном сосновом бору спасали свои души более 150 насельников.  

  Мало кто знает, что в каких-то полутора часах езды от Москвы раскинулся целый бунтарский край, где несколько столетий сохраняло свой жизненный уклад и веру русское старообрядчество.-5

Часовня святого великомученика Никиты в Чёлохово. Молиться в глухом лесу было для старообрядцев привычным делом и при царском режиме, и при безбожной советской власти.  

Оригинал статьи опубликован на сайте.

Подписывайтесь на наш канал в яндекс-дзенинстаграмм и ю-туб. Группа в социальной сети фэйсбук в контакте и в однокласниках.