Найти тему
Отцы и дети

Как отстраненность от детства порождает подростковую скуку. Часть 1.

Для некоторых родителей перемены могут быть довольно драматичными.

Когда-то излюбленные спутники своего ребенка, с наступлением подросткового возраста родители становятся скучной компанией по сравнению с друзьями молодого человека. Кроме того, любимые занятия, которые раньше давали ребенку часы веселья, начинают терять свою способность развлекать. А там, где у ребенка было много того, что он хотел сделать, юный подросток может валяться и жаловаться на тоску по жизни: "Мне так скучно!"

Как может этот ребенок, который был так полон удивления, стать юным подростком, погрязшим в ранней юношеской скуке? Важно, чтобы родители понимали, что происходит и чем они могут помочь.

Фото: Andrea Piacquadio из Pexels
Фото: Andrea Piacquadio из Pexels

Давайте начнем с этого. Одной из мотиваций разлуки и отстранения от детства (около 9-13 лет) является скука. Старое детское имущество, деятельность, удовольствия и отношения становятся менее приятными, чем раньше. Вот что такое скука: выражение неудовлетворенности старым, существующим состоянием вещей, которое объявляет о готовности и беспокойстве к переменам. Скука может быть открытием для роста. Поэтому родители предлагают молодому человеку проявить инициативу: "Может быть, вы найдете новый или другой способ развлечь себя". Если возможно, они хотят, чтобы молодой человек использовал личную изобретательность и творчество, чтобы заполнить пустоту.

Когда приходит ранняя подростковая скука, она обычно приходит в двойной дозе, потому что могут возникнуть два типа скуки. Есть тип один - скука от пустоты интереса: "Я не выношу, когда мне нечего делать!" И есть Тип Два Скука от Захвата в дизинтересе: "Я не выношу того, что должен делать!"

Так что теперь родители могут чувствовать себя пойманными в двойной ловушке. Если они не предложат какую-нибудь активность, подросток застрянет без дела. А если они все-таки предлагают занятие, подросток жалуется, что ему не нравится это делать. "Родители не могут помочь!"

Боль скуки

Когда подросток жалуется на то, что "скука - это боль", она не лжет. Что трудно "стоять" насчет скуки? Она может причинять боль различными пустыми способами - как состояние одиночества, как состояние бесцельности, как состояние бессмысленности.

Когда отстраненность вызывает разъединение, может быть одиночество. "Я не знаю, как связать себя, других людей, с миром в хорошем смысле этого слова".

Когда отстраненность вызывает недовольство, может быть бесцельность. "Я не знаю, что делать, чтобы чувствовать себя хорошо".

Когда отстранённость вызывает недовольство, может быть бессмысленность. "Я не могу найти ничего, что значило бы то, от чего я отказался и что потерял."

Не случайно с психологической точки зрения мы используем сопоставимые лингвистические образы для описания воздействия двух общих чувств - скуки и страха. Мы обычно говорим, что можно скучать или испугаться "глупо", "жестко", "с ума сойти" или даже "до смерти". Как и страх, скука - это не то состояние, в котором к ней нужно относиться случайно или увольнять. Это серьезное эмоциональное дело.

Ранняя подростковая скука - это не для того, чтобы родители критиковали, а для того, чтобы понять. Они должны осознавать развивающую роль скуки в этом уязвимом возрасте, возможные проблемы, которые может вызвать юношеская скука, и какую полезную роль она может сыграть.

Роль скуки в раннем подростковом возрасте

Думайте о раннем подростковом возрасте как о "первой стадии переезда из дома", вторая - как о начале последней стадии, после окончания средней школы, когда молодой человек физически уходит из-под ежедневной родительской опеки.

В раннем подростковом возрасте молодой человек "переезжает" из детства, и этот переезд влечет за собой отбросы того, что ребенок любил и ценил, чтобы расчистить путь к более старшему росту в будущем. "Опустошить старое, чтобы освободить место для нового", похоже, является принципом действия. Теперь старые интересы, деятельность, ценности, любимое имущество, старые способы отношения к родителям, множество "детских вещей" - все это отпущено.

Самоотрицание регламентируется словами и действиями родителей: "Я больше не хочу, чтобы со мной обращались и определяли как с ребенком". В растерянности, молодой человек знает, как она не хочет быть, больше, чем как она это делает. И теперь неудовлетворенность скукой может породить много негатива. Пытаясь помочь, родители тоже могут столкнуться со своей долей отторжения. "Хватит пытаться подбодрить меня!" "Не задавай мне так много вопросов!" "Зачем мне это делать?" Там, где правила скуки, легче найти больше неприязни к жизни, чем к ней.

Какое-то время ранний подросток ездит на пустом месте, и это ощущение пустоты и есть то, что предает скука в этом возрасте. "Делать нечего!" "Я не знаю, что с собой делать!" "Я ненавижу то, что должен делать!" А теперь много смешанных сообщений посылается родителям. "Оставь меня в покое!" "Ты никогда не включаешь меня!" "Я могу это сделать!" "Ты никогда не помогаешь мне!" "Я хочу, чтобы ты решил!" "Я не хочу этого делать!" Так в какую сторону ранний подросток хочет этого? Путаный и запутанный ответ - это и то, и другое, и часто одновременно.

В этом скучающем возрасте может быть действительно трудно обучать ранних подростков, как это могут подтвердить учителя средней школы. Оторвавшись от традиционных интересов детства, все больше чувствуя себя в тупике и отвлекаясь на это, учащиеся в это время жизни испытывают трудности с преподаванием. Поскольку вызов может быть одним из противоядий от скуки, те учителя, которые агрессивно бросают вызов сопротивляющимся молодым людям, как правило, получают самые высокие оценки от своих учеников, по крайней мере, из того, что я слышал. "Мне нравится мой учитель естественных наук, потому что она не сдается и продолжает подталкивать нас к тому, чтобы делать все, что в ее силах".

К счастью, наполнение и наполнение новыми личными интересами происходит с ростом, и поэтому, в то время как многие ученики 6-го класса страдают от значительной потери фокуса, самоопределения и ценности, к 8-му классу большинство этих молодых людей, благодаря воздействию более старшего опыта, чувствуют себя более уверенно и уважительно. Возможно, с облегчением оправляясь от скуки, что потеря детства обходится им в копеечку, они даже могут действовать с самонадеянностью, зная, что на самом деле имеет значение сейчас.