Найти тему

Люди или животные когда-либо изобретали музыку. Часть 2

На самом деле, есть, по крайней мере, один кандидат на неандертальский музыкальный инструмент - 43000-летняя костная флейта, найденная на неандертальском объекте в Словении.

Однако эта находка является спорной: многие исследователи утверждают, что "отверстия для пальцев" флейты - это не более чем колотые раны, которые остались после того, как большой плотоядный грызет кость.

https://pixabay.com/ru/photos/search/%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0/
https://pixabay.com/ru/photos/search/%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0/

Это дискуссия, которая высвечивает некоторые трудности, связанные с выявлением ранних музыкальных инструментов. Во-первых, они, возможно, были сделаны не полностью с нуля, а из материалов, которые, благодаря естественным процессам, были пригодны для изготовления музыки. Даже сегодня, например, мастера диджериду начинают делать свои инструменты с поиска деревьев, выдолбленных термитами. Узнать такие инструменты на древних человеческих объектах не невозможно, говорит исследователь происхождения музыки Франческо д'Эррико из Университета Бордо во Франции. "Но это требует больших усилий и самоотверженных исследований."

Иэн Морли из Оксфордского университета (Великобритания), который изучал музыку, созданную современными группами охотников-собирателей, выявляет еще одно препятствие на пути к поиску самых ранних музыкальных инструментов. В своей книге "Предыстория музыки", опубликованной в прошлом году, он подчеркнул, что многие традиционные инструменты изготавливаются из скоропортящихся материалов, которые относительно быстро гниют. Это означает, что найти самые ранние предметы, использовавшиеся для создания музыки, не говоря уже о том, чтобы установить, использовали ли их неандертальцы, может быть очень трудно.

Но в некотором смысле это не имеет значения. Можно с некоторой долей уверенности сказать, что один из музыкальных инструментов существенным образом предшествовал 40 000 годам - и это тот, который неандертальцы почти наверняка имели в своем распоряжении.

Человеческий голос, возможно, обрел полный вокальный диапазон по крайней мере 530 000 лет назад, что говорит о том, что несколько видов вымерших людей - в том числе неандертальцы - имели потенциал для пения.

Мы знаем это благодаря некоторым замечательным находкам ископаемых, сделанным за последнее десятилетие или около того. Крошечная подковообразная кость в шее называется подъязычной костью, и некоторые исследователи считают, что ее форма изменилась, когда голосовая шкатулка переместилась вниз по горлу, чтобы занять положение, позволяющее нам говорить и петь. Археологи обнаружили небольшое количество этих хрупких подъязычных костей, принадлежащих неандертальцам и другому, более раннему виду человека, называвшемуся Homo heidelbergensis: они имеют ту же форму, что и современная человеческая подъязычная кость.

"Я считаю, что когда вокальная анатомия выглядела как наша, можно сделать вывод, что у них были вокальные способности, скорее похожие на наши, при условии, что они могли их контролировать", - говорит Морли.

Голосовая коробка, возможно, начала опускаться еще раньше. Его мягкие ткани не сохраняются в человеческих окаменелостях, но его более низкое положение в шее влияет на форму основания наших черепов. Внимательное изучение древних черепов позволяет предположить, что даже у тех, кто принадлежал к нашим 1,8-миллионным предшественникам, были слегка опущенные голосовые шкатулки. Это означает, что наши предки, возможно, имели некоторую грубую способность петь в течение очень долгого времени, и что эта способность постепенно улучшалась с течением времени. Если это так, то это означает, что человеку есть что выиграть от использования тональности и тональности своего голоса - но что?

Чарльз Дарвин, натуралист XIX века и отец эволюционной биологии, одним из первых попытался объяснить, почему человек стал музыкальным. В своей книге по эволюционной теории "Сошествие человека и отбор по отношению к сексу", вышедшей в 1871 году, он предложил, чтобы она была аналогична птичьей песне в том смысле, что помогала самцам привлекать товарищей и отпугивать соперников. Однако в настоящее время эта идея в значительной степени вышла из моды, поскольку пение не является исключительно мужским занятием: например, почти в трех четвертях певчих птиц поют и самки.

https://pixabay.com/ru/photos/search/%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B/
https://pixabay.com/ru/photos/search/%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B/

Совсем недавно Томас Гайссманн из Университета Цюриха (Швейцария) придумал еще одну интересную теорию. В книге, опубликованной в 2000 году, он указал, что четыре других поющих примата (некоторые лемуры, тарсиры, обезьяны тити и гиббоны) все образуют моногамные размножающиеся пары - как и многие люди, а среди птиц дуэты в основном встречаются в моногамных видах. Возможно, предположил Гайсманн, пение каким-то образом связано с эволюцией моногамии - хотя точно, как и почему, до сих пор неясно.

Другие объяснения происхождения музыки подчеркивают очевидное сходство между человеческой песней и языком. Большинство из нас осознает, что музыка может общаться с нами - даже бессловесная мелодия может сделать нас счастливыми или грустными. Декан Фолк из Университета штата Флорида в Таллахасси, США, отмечает, что мы также часто можем понять эмоциональное состояние человека по тону его голоса, даже если он говорит на незнакомом нам языке.

продолжение в 3 части : https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5eaf1530931b1f78149fffd1/5ec01f9a0bc6f5686b2ec302/edit