Найти в Дзене

Про особую студентку

Как-то наш университет взял на обучение слепую девушку. Это было необычно для нас, так как у нас на факультете не было отдельных групп или направлений для студентов с ограниченными возможностями.

Она печатала на специальной тетради, при нажатии на которую были слышны щелчки. Мне рассказывали историю, что преподаватель по педагогике очень возмущалась за нарушение тишины и явно была недовольна, что взяли такую студентку.

Как особой ученице, ей должны были выделить отдельную комнату в общежитии. Это было бы логично и удобнее ей, так как она знала бы, где что лежит. Но ее поселили с обычными студентками в комнате, их было трое.

Не знаю, с какими еще трудностями и непониманием она столкнулась, но, кажется, она отучилась только год.

Иногда я видела ее в общежитии и университете.

Однажды она шла к метро со своей тростью. Я с ней поздоровалась и решила с ней дойти до метро. Со мной под руку она шла очень быстро, даже быстрее чем я. Это был единственный раз, когда я с ней говорила.

Я уже не училась в университете, прошло какое-то время.

Я увидела ее на Третьяковской. Она стояла и пела пронзительным и красивым голосом.

Это было какое-то банальное клише.

Слепой человек, поющий и ждущий подаяния.

Но я в ней видела девушку, которая приехала в Москву, упорным трудом поступила учиться, чтобы стать филологом и учителем. И человека, которому не создали условий для достижения такой небольшой мечты.

Когда у нас пишут, что делают что-то для людей с ограниченными возможностями, я воспринимаю это скептически. Что взять с нас, если у нас даже для обычных людей кривые тротуары, которые упираются в забор или столбы посреди тротуара.

Самой лояльной страной для людей с ограниченными возможностями сейчас является Америка. Европа тоже старается не отставать. В Праге я случайно зашла в один дворик, и там находился центр для детей на колясках. Там никого не было, но везде висели фотографии, как они проводят время вместе и занимаются. И лица этих детей были счастливые.

А теперь давайте представим людей с ограниченными возможностями у нас.

Вспоминаю мужчину с усами на коляске недалеко от Атака. Он не вызывает ничего плохого, видно, что он самодостаточный и живет не один. И не выглядит худым. А есть те, которые вызывают жалость. И жалость возникает, не потому что у них чего-то нет, а потому что не понимаешь, почему они в таком состоянии, почему сидят на улице.

Я знаю, что у нас есть центры, где помогают таким людям, но хочется, чтобы отношение мое и других людей к ним было такое же, как к соседу, дяде, подруге, просто хорошему человеку.

Надеюсь, что наша страна будет с каждым годом более внимательна к потребностям всех людей, и к особым тоже. И это зависит также и от нашего отношения к ним.

Текст: Гелия Велиди

Иллюстрации: tamgdeya.ru