Найти тему
Remont1969

Германские тягачи. Часть 9. Kraftzugmaschine Daimler (Wiß-Schlepper). 1913. Перекуем орала на мечи.

Kraftzugmaschine Daimler (Daimler-Zweirad-Antrieb-Benzolmotor-Tractor)

Страна: Германская империя

Год: 1913-1914

Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft

Кол-во выпущенных: 1 (для армейских целей)

Экипаж: 2

Масса: 6682 кг

Нагрузка - прицеп: 13500 кг

Вооружение: для перемещения 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R

Двигатель: Benz, 12 717cmm, 80PS

Перед первой мировой войной сельское хозяйство в Европе категорически не хотело принимать на "вооружение" никакой техники, которая должна была ездить по полю. Видимо в деревне предполагали, что колеса сильно повлияют на почву, и просто их боялись. Максимум, на что были согласны крестьяне, это паровые локомобили, которые разместившись на краю поля, через систему блоков приводили в действие машины и механизмы. А тем более они были против техники, если речь шла о машинах с газовым двигателем, ведь тогда надо было бы еще и бензин покупать. Резко изменила ситуацию только война, когда рабочих рук просто стало не хватать и волей не волей пришлось придумывать сельхоз-трактора. Единственным механизированным средством, которое показало свою эффективность в первое десятилетие двадцатого века в сельском хозяйстве был моторный плуг, который позволял гораздо быстрее и на большую глубину вспахать поле, чем любые другие механизмы живые или неживые.
Мотоплуг фирмы Stock 1900 год Германия. Фото: SLUB/Deutsche Fotothek
Мотоплуг фирмы Stock 1900 год Германия. Фото: SLUB/Deutsche Fotothek

В 1911 году, используя мощный 80-ти сильный двигатель, главный конструктор фабрики Benz & Cie. Rheinische Automobil- und Motoren-Fabrik Mannheim Георг Вис (Georg Wiß) предложил новый тип сочлененного мотоплуга с большими задними и поддерживающими передними колесами - Wiß-Schlepper. Ведущие колеса имели диаметр 2200 мм. В 1912 году систему Виса начал производить уже как Motorpflug System Daimler на заводе Suddeutschen-lndustrie-Gesellschaft Karlsruhe . В 1912 году прусский генеральный штаб заказал у Круппа мобильную 305-мм гаубицу β-Gerat (Бетта-Герат). Даже при предварительных оценках получалась масса самой тяжёлой части пушки чуть меньше 14-тонн. Паровые трактора, 20 из которых было заказано дополнительно для артиллерии, не подходили для перевозки прицепа такой массы. 8 декабря 1913 года Артиллерийский комитет (Artillerie-Prüfungs-Kommission (APK) запросил у промышленности тяжелые тягачи для β-Gerat и еще только проектируемых γ-Gerat. Фирма Крупп уже имея хорошие отношения с фирмой Даймлер, и, используя её шасси и двигатели для разработки мобильных зенитных систем, заказала на заводе в Мариенфельде трактор для своей305-мм гаубицы. На заводе Daimler-Motoren-Gesellschaft поступили просто, взяв практически все от выпускаемого мелкой серией моторного плуга, превратили тот в "соло", убрав все что относится к плугу. В итоге мощный 80-ти сильный тягач попал в армию, и с августа 1914 году стал применяться в тяжелой осадной артиллерии.

-3
Сложно сказать на что рассчитывали прусские генералы практически не имея в начале первой мировой войны нормальной осадной артиллерии. За 20 лет с 1898 года на вооружение всего было поставлено 19 орудий: 12 типа Бета (305-мм, β-Gerat) и 7 орудий Гамма (420-мм, γ-Gerat). Причем вся эта машинерия была слабо мобильна и для этих орудий было изготовлено только одна тысяча 30,5-cm снарядов и триста тридцать 42-cm снарядов. Для использования требовалась дополнительная подготовка площадки и сложная сборка. Вся перевозка шла на многочисленных тележках и нормально такая артиллерия могла использоваться только вблизи железных дорог. Только 3 пушки имели хоть какую-то тактическую маневренность: одна 30,5 cm гаубица (L/17) "Beta-Gerat" на колесном лафете образца 1912 года (Haubitze Beta in Räderlafette) и две 42 cm короткоствольных мортиры (L/12) kurze Marinekanone 14 (Gamma-Gerat). 305-мм гаубица 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R. (in Räderlafette - на колесном лафете) была первой тяжелой системой в германской армии поставленной на колеса. Непосредственно на колесах для увеличения устойчивости использовалось изобретение итальянского артиллериста Боннагенте - колесные башмаки (Cingolo Bonagente).
30,5-cm-Haubitze L/17 i.R.
30,5-cm-Haubitze L/17 i.R.

30,5-cm-Haubitze L/17 i.R. гаубица была разработана на базе 30,5 cm береговых мортир образца 1897 года, и морально, и технически устаревших к 1912 году, хотя они составляли основную массу осадной артиллерии. Для перевозки гаубица на колесном ходу разбиралась на две части - лафет и ствол. Лафетную повозку 305-мм мортиры было легко отличить по передку - в отличие от лафета 420-мм пушки, колеса передка были без башмаков Бонагенте. При прибытии на позицию ствол устанавливался на лафет.

Сборка 420-мм пушки на колесном лафете
Сборка 420-мм пушки на колесном лафете

С началом войны оказалось, что даже при наличии пушек, хотя их было и мало, нет никаких транспортных средств для их перемещения. Так же тяжелая артиллерия не была сформирована в батареи. Первую войсковую часть - Батарею Коротких морских пушек Kurze Marine Kanone Batterie № 3 с 305-мм короткими мортирами обр. 1897 года организовали, использовав реквизированные у французского передвижного цирка (grand Cirque Sarkassani) тягачи. Личный состав взяли из роты испытательного полигона Артиллерийской испытательной комиссии (Artillerie Prüfungs-Kommission). Шестая батарея (Schwere Küstenmörser Batterie № 6) как раз и была вооружена только одной пушкой 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R., то есть была одноорудийной. Орудие имела полную массу 24,5 тонны, ствол весил 7100 кг. Гаубица стреляла 330 кг снарядами на 11,9 км.

Лафетная повозка за Kraftzugmaschine Daimler.
Лафетная повозка за Kraftzugmaschine Daimler.

Единственный в батарее трактор с газовым двигателем 80-ти сильный трактор Kraftzugmaschine Daimler использовался для перевозки лафетной повозки гаубицы массой 13500 кг. Для остальных прицепов в том числе ствольной повозки использовались паровые трактора. О другом использовании 80-ти сильного трактора от Даймлера неизвестно.

Если германские генералы и думали, что у них все хорошо с осадной артиллерией, то только до первого столкновения с бельгийскими фортами, которые оказались не по зубам немцам. Пришлось срочно вызывать союзников - австрийцев с их системами 305-мм гаубиц. Парадокс войны состоит в том, что когда австрийские снаряды уже рушили бетон бельгийцев и убивали солдат союзников, сама Австрийская империя еще не воевала со странами Антанты. Австро-венгры планировали только решить свои проблемы на Балканах. Но союзнический долг оказался превыше всего.

Источники:

Militärfahrzeuge des deutschen Heeres: 1905-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613033580

Deutsche Artillerie 1914-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613035454