Kraftzugmaschine Daimler (Daimler-Zweirad-Antrieb-Benzolmotor-Tractor)
Страна: Германская империя
Год: 1913-1914
Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft
Кол-во выпущенных: 1 (для армейских целей)
Экипаж: 2
Масса: 6682 кг
Нагрузка - прицеп: 13500 кг
Вооружение: для перемещения 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R
Двигатель: Benz, 12 717cmm, 80PS
Перед первой мировой войной сельское хозяйство в Европе категорически не хотело принимать на "вооружение" никакой техники, которая должна была ездить по полю. Видимо в деревне предполагали, что колеса сильно повлияют на почву, и просто их боялись. Максимум, на что были согласны крестьяне, это паровые локомобили, которые разместившись на краю поля, через систему блоков приводили в действие машины и механизмы. А тем более они были против техники, если речь шла о машинах с газовым двигателем, ведь тогда надо было бы еще и бензин покупать. Резко изменила ситуацию только война, когда рабочих рук просто стало не хватать и волей не волей пришлось придумывать сельхоз-трактора. Единственным механизированным средством, которое показало свою эффективность в первое десятилетие двадцатого века в сельском хозяйстве был моторный плуг, который позволял гораздо быстрее и на большую глубину вспахать поле, чем любые другие механизмы живые или неживые.
В 1911 году, используя мощный 80-ти сильный двигатель, главный конструктор фабрики Benz & Cie. Rheinische Automobil- und Motoren-Fabrik Mannheim Георг Вис (Georg Wiß) предложил новый тип сочлененного мотоплуга с большими задними и поддерживающими передними колесами - Wiß-Schlepper. Ведущие колеса имели диаметр 2200 мм. В 1912 году систему Виса начал производить уже как Motorpflug System Daimler на заводе Suddeutschen-lndustrie-Gesellschaft Karlsruhe . В 1912 году прусский генеральный штаб заказал у Круппа мобильную 305-мм гаубицу β-Gerat (Бетта-Герат). Даже при предварительных оценках получалась масса самой тяжёлой части пушки чуть меньше 14-тонн. Паровые трактора, 20 из которых было заказано дополнительно для артиллерии, не подходили для перевозки прицепа такой массы. 8 декабря 1913 года Артиллерийский комитет (Artillerie-Prüfungs-Kommission (APK) запросил у промышленности тяжелые тягачи для β-Gerat и еще только проектируемых γ-Gerat. Фирма Крупп уже имея хорошие отношения с фирмой Даймлер, и, используя её шасси и двигатели для разработки мобильных зенитных систем, заказала на заводе в Мариенфельде трактор для своей305-мм гаубицы. На заводе Daimler-Motoren-Gesellschaft поступили просто, взяв практически все от выпускаемого мелкой серией моторного плуга, превратили тот в "соло", убрав все что относится к плугу. В итоге мощный 80-ти сильный тягач попал в армию, и с августа 1914 году стал применяться в тяжелой осадной артиллерии.
Сложно сказать на что рассчитывали прусские генералы практически не имея в начале первой мировой войны нормальной осадной артиллерии. За 20 лет с 1898 года на вооружение всего было поставлено 19 орудий: 12 типа Бета (305-мм, β-Gerat) и 7 орудий Гамма (420-мм, γ-Gerat). Причем вся эта машинерия была слабо мобильна и для этих орудий было изготовлено только одна тысяча 30,5-cm снарядов и триста тридцать 42-cm снарядов. Для использования требовалась дополнительная подготовка площадки и сложная сборка. Вся перевозка шла на многочисленных тележках и нормально такая артиллерия могла использоваться только вблизи железных дорог. Только 3 пушки имели хоть какую-то тактическую маневренность: одна 30,5 cm гаубица (L/17) "Beta-Gerat" на колесном лафете образца 1912 года (Haubitze Beta in Räderlafette) и две 42 cm короткоствольных мортиры (L/12) kurze Marinekanone 14 (Gamma-Gerat). 305-мм гаубица 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R. (in Räderlafette - на колесном лафете) была первой тяжелой системой в германской армии поставленной на колеса. Непосредственно на колесах для увеличения устойчивости использовалось изобретение итальянского артиллериста Боннагенте - колесные башмаки (Cingolo Bonagente).
30,5-cm-Haubitze L/17 i.R. гаубица была разработана на базе 30,5 cm береговых мортир образца 1897 года, и морально, и технически устаревших к 1912 году, хотя они составляли основную массу осадной артиллерии. Для перевозки гаубица на колесном ходу разбиралась на две части - лафет и ствол. Лафетную повозку 305-мм мортиры было легко отличить по передку - в отличие от лафета 420-мм пушки, колеса передка были без башмаков Бонагенте. При прибытии на позицию ствол устанавливался на лафет.
С началом войны оказалось, что даже при наличии пушек, хотя их было и мало, нет никаких транспортных средств для их перемещения. Так же тяжелая артиллерия не была сформирована в батареи. Первую войсковую часть - Батарею Коротких морских пушек Kurze Marine Kanone Batterie № 3 с 305-мм короткими мортирами обр. 1897 года организовали, использовав реквизированные у французского передвижного цирка (grand Cirque Sarkassani) тягачи. Личный состав взяли из роты испытательного полигона Артиллерийской испытательной комиссии (Artillerie Prüfungs-Kommission). Шестая батарея (Schwere Küstenmörser Batterie № 6) как раз и была вооружена только одной пушкой 30,5-cm-Haubitze L/17 i.R., то есть была одноорудийной. Орудие имела полную массу 24,5 тонны, ствол весил 7100 кг. Гаубица стреляла 330 кг снарядами на 11,9 км.
Единственный в батарее трактор с газовым двигателем 80-ти сильный трактор Kraftzugmaschine Daimler использовался для перевозки лафетной повозки гаубицы массой 13500 кг. Для остальных прицепов в том числе ствольной повозки использовались паровые трактора. О другом использовании 80-ти сильного трактора от Даймлера неизвестно.
Если германские генералы и думали, что у них все хорошо с осадной артиллерией, то только до первого столкновения с бельгийскими фортами, которые оказались не по зубам немцам. Пришлось срочно вызывать союзников - австрийцев с их системами 305-мм гаубиц. Парадокс войны состоит в том, что когда австрийские снаряды уже рушили бетон бельгийцев и убивали солдат союзников, сама Австрийская империя еще не воевала со странами Антанты. Австро-венгры планировали только решить свои проблемы на Балканах. Но союзнический долг оказался превыше всего.
Источники:
Militärfahrzeuge des deutschen Heeres: 1905-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613033580
Deutsche Artillerie 1914-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613035454