Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки
Рассмотрим некоторые группы общедоступных признаков недобросовестности налогоплательщиков, изложенные в интернет и литературных источниках.
1 группа – критерии, которые основаны на сравнении результатов деятельности экономического субъекта со среднестатистическими показателями видов деятельности:
- процент уплаченных налогов данного предприятия значительно ниже среднего уровня по предприятиям данной отрасли;
- среднемесячная заработная плата работника организации ниже среднестатистического уровня в этом виде деятельности (приблизительно на 20 % и более);
- заметное отклонение уровня рентабельности финансово-хозяйственной деятельности от отраслевого среднестатистического уровня;
2 группа – критерии, основанные на затруднении налогового контроля:
- многократная смена юридического адреса с учетом в разных налоговых органах;
- несвоевременная сдача налоговой отчетности и пояснений к ней, запрашиваемых налоговым органом;
3 группа – критерии, основанные на занижении налоговой базы:
- неоднократное отражение в отчетности убытков;
- темпы роста расходов превышают темпы роста доходов от реализации;
- отражение в отчетности расходов максимально приближенных к доходам организации;
- использование ряда фирм посредников (контрагентов) без разумной экономически обоснованной выгоды (так называемые фирмы «прокладки»);
4 группа – использование фирм «однодневок», которые не сдают достоверную бухгалтерскую и налоговую отчетность.
По результатам выездной налоговой проверки могут быть доначислены налоги и штрафы на организацию. А вот от размера недоначисленных в бюджет налогов и сборов зависит мера наказания налогоплательщика, как самой организации, так и её руководства (административная или иная).
Если же организация будет не в состоянии оплатить штрафные санкции, то возможно начало процедуры её банкротства, в которой при недостаточности средств организации для покрытия её долгов возможен переход имущественной ответственности на лиц, виновных в результатах такой деятельности, в первую очередь на руководителей. Это может затронуть личное имущество виновных лиц.
Так нужно ли стараться экономить на уплате налогов и сборов, используя разные сомнительные схемы снижения налогообложения? Может быть лучше остановиться на таком пути? Тем более, что почти все такие «схемы» давно известны налоговым органам, а с учетом цифровизации бизнеса и электронного документооборота несложно отследить такие ситуации.
Зачем иметь огромные нечестно заработанные доходы и имущество, иногда формально оформленные на родственников и «подставных лиц»? К имуществу относятся и доли в уставных капиталах коммерческих организаций. Иногда государственные служащие, по закону не имеющие права заниматься бизнесом, оформляют такое свое участие, оформляя свой бизнес на родственников или взаимозависимых лиц, а доходы от такого бизнеса получают не напрямую на себя, а также используя хитроумные способы их получения. Таким людям, наверное, и в страшном сне не снилось, что однажды пожалуют соответствующие службы, чтобы через суды почти всё это изъять в пользу государства, а самих таких «бизнесменов» провести по УК РФ.
Примеры подобного уже освещены в средствах массовой информации.
Для того, чтобы правильно законопослушно вести бизнес нужно или самому очень много знать в области делопроизводства, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции или иметь соответствующий персонал.
Василий