Рассказ о путешествии в Тибет я начну неожиданно.
Во-первых, сюда ведёт самая высокогорная в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением. Во-вторых, Тибет славится впечатляющими высотами, и для наших нежных равнинных организмов требовалась хорошая акклиматизация. Чтобы не так сильно мучала горняшка, она же высотная болезнь.
Сложив эти две причины, мы поняли, что ту самую акклиматизацию лучше всего (и красивее!) получать в том самом высокогорном поезде.
Общее и главное впечатление: обалдительно! 1000км по тибетскому высокогорью, сидя в купейном вагоне и поглядывая в разные стороны через окно. Ах, эта неспешная поездная стихия! Тук-тук, тук-тук - колёса по рельсам. Появляющийся и уходящий за горизонт наблюдений горный пейзаж. Проводницы, разносящие закуски и напитки, что-то громко кричащие на непонятном мне китайском языке... Особые железнодорожные запахи, звуки, свистки локомотива, перроны со встречающими и провожающими. Тук-тук, тук-тук - и поезд движется всё дальше и дальше, и так тысячу километров, и так целую ночь и целый световой день.
Высокогорные пейзажи пустынны и красочны:
Местность гористая, посему много где железная дорога идёт по мостам и виадукам. Само собой, сбоку это сфоткать не получилось, но вот зато наша тень весьма выразительная:
Почти вдоль всей дороги забор-сетка, много где стоят защиты от песка и ветра.
Железка по всей дистанции наблюдения исключительно одноколейная. Посему периодически встречаются разъезды. Где-то мы останавливались и ждали встречку, где-то встречные поезда ждали нас.
Почти вдоль всего маршрута сквозь вот такие пейзажи параллельно железке идёт автомобильная дорога.
И горы вокруг и вдали...
Всё выше и выше лезем вверх - там на высоте около 5 тысяч начинает появляться снег.
И станции там же - на пяти тысячах!
И смотреть на это можно бесконечно долго.
И фоткать-фоткать-фоткать, пока плёнка в фотоаппарате не закончится.
Немного о самом поезде, точнее, его внутренней организации и убранстве. Купе не сильно отличаются от привычных:
Вагон-ресторан тоже.
Но если приглядеться внимательнее, то заметны различия.
(i) Кислород!
Вагоны поезда не герметичны (это не самолёт), чтобы пассажиры не падали в обмороки на высотах 4-5 тысяч - в вагоны подкачивают кислород. Вроде как есть и индивидуальные приспособления, но я их не видел.
(ii) Умывальники в коридоре. А что, удобно. Никакой очереди.
(iii) Вот такие тамбуры-коридорчики с красными ковриками.
(iv) Вайфай только для китайских телефонов.
(v) И немного гадкого и вонючего негатива. На вагон - два туалета. Китайский стандарт (дырка в полу) и европейский унитаз. Так вот, когда мы загрузились в поезд в Синине, эти туалеты были загажены до состояния "плещется через край". Неприятно, воняет, после посещения хочется ботинки новые купить. Фоткать эти фекальные экибаны у меня даже мысли не возникло :)
Но к утру (а может быть и раньше) туалеты помыли и привели в более человеческий вид. Мы позавтракали, умылись-причесались и приготовились наблюдать заоконные красоты.
За окном проносятся мозгосносительные окружающие ландшафты, оторваться от которых практически невозможно. Только если с другой стороны показывают ещё более восхитительные картинки :)
Поезд всё лезет и лезет вверх, высоты уже около 4х тысяч, ландшафты всё более лысые и местами со снегом.
Судя по вот таким конструкциям на земле, сильный ветер с песком здесь не редкость. Вроде бы они таким образом защищают железную дорогу от песчаных заносов. В климатах попроще можно было бы деревья посадить, а здесь - увы, это не работает.
Разноцветные скалы по сторонам.
Какие-то населённые пункты без остановок проезжаем.
И всё лезем и лезем на перевал, вверх. Это видно по речкам. Вода в них течёт в противоположную нам сторону. Значит там впереди - верх.
На самом деле у нас было аж двое часов с альтиметрами, по ним и проверяли текущую высоту. И продолжали втыкать в проезжающие мимо пейзажи...
И всё выше, выше, выше.. Когда же уже всё? Но речки продолжают течь нам навстречу. Зато в горах на горизонте всё больше снега!
Поезд делает решительный "пых".
И мы на перевале! На самом верху. Аж на высоте 5072 метра. Мировой рекорд среди железных дорог!
Ну, что сказать про ощущения? Какие-то нереальные. От высоты, от осознания факта путешествия по такой уникальной дороге. Да и виды вокруг какие-то совершенно инфернальные.
И здесь есть станции! Но мы их проскакивали без остановки.
И мы покатились вниз!
4702 - это высота станции над уровнем моря :) На этих платформах поезд иногда останавливался, двери открывали, пассажиры с мешками и баулами выходили-садились в вагоны эконом-класса.
И вниз, вниз, вниз, весело постукивая колёсами по рельсам... И речки потекли нам попутно.
И железнодорожные служащие радостно приветствовали наш поезд.
И тучные стада на пастбищах нагуливали жир и мех :)
И небо голубое "в полный рост" с фотогеничными облачками. Да!
Вниз, вниз, вниз, скоро Лхаса!
Ближе к тибетской столице - строительство нового хайвея по полной программе, да с китайским размахом.
Пейзажная долина.
Всё, приехали!