Impression
Начнем с пресловутых импрессионистов — impression «впечатление». Но всё не так романтично, всего лишь некий Луи Леруа освещая первую выставку «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров», обозвал их "впечатленцами". Родилось это название от картины Клода Моне "Впечатление. Восход солнца".
Передвижники
Это длинная история, но вкратце - близилось столетие Императорской Академии Художеств, был объявлен конкурс на большую золотую медаль. Конкурсное задание — написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Четырнадцать художников пошли просить заменить конкурсное условие на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. Академия отказала. Все четырнадцать художников демонстративно покинули своды Академии. Этот поступок был объявлен как "Бунт четырнадцати". Сложившееся товарищество противопоставило себя давно законсервировавшемуся "академизму" и очень расположилось к "народничеству". Этой истории предшествовали большие политические реформы Александра II, но об этом уже потом. Новая волна была горячо принята художественным обществом и художники зарегистрировали себя официально и утвердили устав, основы которого были таковы: «Товарищество имеет целью: устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах:
- а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с живописным искусством;
- б) развития любви к искусству в обществе;
- в) облегчения для художников сбыта их произведений».
Именно то, что выставки стали передвижными, доступными народу и провинции определило название огромного культурного влияния в русской и мировой живописи.
Прерафаэлиты
Тоже история противостояния академизму. Они первые начали нарушать канонические законы работающие до них уж триста лет. Общепринятые нормы написания библейских сюжетов отвергались прерафаэлитами и создавались собственные, их Иисус был человечным и практическим материальным. Доставалось прерафаэлитам за свою дерзость, но это их не страшило. Название «прерафаэлиты» олицетворяло духовное родство с эталонами флорентийской школы эпохи раннего Возрождения, то есть художниками "до Рафаэля", "до Микеланджело".