Успешный запуск в среду может навсегда изменить представление мира о том, как доставить людей в космос.
Kennet Chang
Потребовалась работа трех президентах, Джорджа Буша, Барака Обамы и Дональда Дж. Трампа, но Соединенные Штаты, наконец, снова готовы, спустя почти десять лет, вывести на орбиту с американской земли американских астронавтов с помощью американской ракеты.
"Это уникальная возможность собрать всю Америку в один момент времени и, скажем, посмотреть, насколько светлое будущее", - сказал Джим Брайденстин (Jim Bridenstine), администратор НАСА, во время пресс-конференции во вторник.
Лори Гарвер, которая была заместителем администратора НАСА во время правления Обамы, сказала в интервью, что она надеется, что этот момент наступит раньше. Но она также сказала, что ей "очень понравилось, что даже во время пандемии ей уделяется много внимания и волнений".
В 1960-е и 1970-е годы Соединенные Штаты направляли астронавтов на Луну, а затем построили единственный в мире флот космических челноков для полетов на орбиту и с орбиты. Но разрушение шаттла "Колумбия" в результате аварии 2003 года поставило НАСА в зависимость от дорогостоящих российских космических аппаратов для доставки астронавтов на Международную космическую станцию и обратно.
Замена, на которой, наконец, остановилась американская космическая программа, - это инновация не технологии, а философия и политика.
Вместо того, чтобы строить свою собственную замену шаттлу, НАСА передает ответственность за перевозку астронавтов частной компании SpaceX, одной из одержимых серийным предпринимателем Элоном Маском. Если в среду инженерам мистера Маска удастся отправить на орбиту Дугласа Г. Хёрли и Роберта Л. Бэнкена, то это навсегда изменит представление мира о том, как доставить людей в космос.
Если частная компания может вывести людей на орбиту сегодня, то почему бы не Луна в следующем году или Марс через несколько лет? Успешный запуск может зажечь будущее, давно воображаемое писателями-фантастами, в котором космос является местом назначения для все большего количества людей.
Почти все путешествия в космос, запланированные на среду, отличаются от предыдущих эпох человеческого космического полета.
Стартовая площадка космического центра имени Кеннеди во Флориде, откуда будет отправлен космический корабль - такая же, как и во время последнего полета шаттла в 2011 году, - была переоборудована для работы с ракетой г-на Маска "Сокол-9".
Вместо того, чтобы ехать на космическом корабле в Астроване, модифицированном моторном доме Airstream, который NASA использовало для перевозки экипажей шаттлов, мистер Хёрли и мистер Бэнкен отправятся в путешествие на крылатой чайке Model X S.U.V., произведенной другой крупной компанией мистера Маска, Tesla.
В стильных скафандрах SpaceX эти двое пройдут по гладкой дорожке на высоте около 70 метров над землей, чтобы подняться на борт капсулы SpaceX, которая расположена на вершине Falcon 9.
Этот запуск впервые будет осуществлен частной компанией, а не правительственным космическим агентством, которое будет отвечать за отправку астронавтов на орбиту. Несмотря на то, что пассажиры все еще являются астронавтами НАСА, и должностные лица агентства, безусловно, могли бы отменить запуск, если бы они увидели какие-либо неполадки, это - диспетчерская SpaceX с сотрудниками SpaceX, которые будут сканировать мониторы, которые будут направлять запуск.
"Мы действительно хотим быть клиентами SpaceX и других компаний в будущем", - сказал Джеймс Морхард (James Morhard), заместитель администратора NASA. "То, что мы пытаемся сделать, это создать простор, действительно расширить экономику на низкой околоземной орбите". Вот в чём дело".
Две компании уже объявили о планах купить запуски в капсуле SpaceX "Crew Dragon", чтобы доставить в космос пассажиров, не являющихся членами НАСА. Эти полеты могут начаться уже через год. Один из них возьмет космических туристов с собой на Международную космическую станцию, а другой - совершит путешествие на эллиптической орбите вокруг Земли, которая может наблюдать планету с высоты, в два-три раза превышающей орбиту космической станции. Том Круз даже выразил заинтересованность в использовании космической станции для съемки фильма.
Успешный запуск мог бы также вселить уверенность в то, что аналогичный подход сработает и для лунных посадочных аппаратов, которые, как надеется НАСА, понадобятся для вывода астронавтов на поверхность Луны уже в 2024 году. Одним из предложений НАСА является финансирование со стороны SpaceX гигантского космического корабля под названием Starship, который компания надеется в конечном итоге отправить на Марс.
Еще одно предложение поступило от Джеффри П. Безоса, основателя Amazon и еще одного миллиардера с космическими мечтами. Ракетная компания г-на Безоcа, Blue Origin, возглавляет разработку Blue Moon, зенитного ракетного аппарата, который выглядит как увеличенная версия зенитного аппарата, использовавшегося программой НАСА "Аполлон" в 1960-е и 1970-е годы.
Но подход также включает в себя потенциальные подводные камни.
Boeing, другая компания NASA, выбранная для перевозки астронавтов, споткнулась в декабре во время несформированного испытания своего космического корабля под названием "Звездный лайнер". Проблема с программным обеспечением затушила запланированную стыковку на Международной космической станции. В ходе расследования были выявлены системные проблемы с разработкой и тестированием программного обеспечения компании "Боинг", а также вопросы о том, достаточно ли пристально НАСА следит за своими подрядчиками.
Компания SpaceX также столкнулась с техническими трудностями, в том числе со взрывом, который произошел в прошлом году и уничтожил одну из ее капсул во время испытания эвакуационных двигателей, а также с поломками во время испытаний парашютов. Но он смог быстрее восстановиться.
Переход к этим коммерческим начинаниям от традиционных методов НАСА не всегда был легким для НАСА и его астронавтов.
Десятилетие назад программа шаттлов сворачивалась. После того, как Колумбия распалась во время входа в атмосферу из-за поврежденного крыла в 2003 году, убив его экипаж из семи человек, президент Джордж Буш решил, что оставшиеся три шаттла слишком сложны и слишком опасны. Их списали и отправили в музеи после завершения строительства Международной космической станции.
Однако у астронавтов НАСА была амбициозная программа. Президент Буш объявил о цели отправить астронавтов обратно на Луну - к 2020 году. В рамках этой программы, названной Созвездие, НАСА также разработало бы меньшую ракету под названием Apec I, которая использовалась бы для принятия астронавтов на космическую станцию и от нее.
Затем НАСА также посадило семена коммерческой программы, открыв конкурс для компаний на отправку грузов на Международную космическую станцию.
SpaceX была одной из двух компаний, выигравших контракты, которые отличались от обычного ведения бизнеса NASA. Вместо того, чтобы возмещать компаниям их расходы и добавлять сверху плату, обеспечивающую прибыль, по контракту на перевозку груза SpaceX выплачивала заранее оговоренные суммы для достижения определенных рубежей.
Сегодня ракетная компания г-на Маска, в которой Гвинн Шотвелл выполняла большую часть повседневных обязанностей президента и главного операционного директора, в значительной степени избежала противоречий и отвлекающих факторов, которые г-н Маск иногда создает вокруг Теслы.
Компания SpaceX регулярно запускает и приземляет ракеты многоразового использования для многочисленных заказчиков, и она захватила около 70 процентов рынка. Десять лет назад американские аэрокосмические компании потеряли почти весь бизнес по запуску коммерческих спутников конкурентам в таких странах, как Россия и Китай.
SpaceX также находится в процессе развертывания сотен, если не тысяч спутников, для создания Starlink, космической сети для предоставления высокоскоростного интернет-услуг практически любому человеку в любой точке мира.
Но до того, как компания связалась с NASA, она чуть не пошла на спад после неудачных первых трех попыток запустить свою первую ракету. Контракт на поставку груза, который она выиграла в 2006 году, помог профинансировать разработку "Сокола-9", ракеты, которая сейчас используется для запуска, и "Дракона", грузового контейнера, который стал основой для капсулы, которая будет перевозить астронавтов НАСА.
В настоящее время компания успешно осуществила 19 грузовых полетов для НАСА и успешно оправилась от единственного провала в 2015 году.
Когда в 2009 году к власти пришла администрация Обамы, ей понравилась программа коммерческих грузоперевозок, но она опасалась "Созвездия", которая, как она предполагала, превратилась в финансовое и техническое болото. Она сместила курс, отменив лунную программу, начатую в администрации Буша.
Для транспортировки на космическую станцию НАСА начало выделять деньги компаниям на разработку космических аппаратов, способных доставлять астронавтов на орбиту. Программа называлась "коммерческий экипаж".
Мисс Гарвер вспомнила, как разговаривала с экипажами космических шаттлов после их возвращения на Землю, пытаясь объяснить новое направление.
"На их лицах почти видно, какие из них были заинтригованы, а какие разозлены", - сказала она.
Гарретт Райзман был одним из астронавтов НАСА, который был настолько заинтригован, что в 2011 году он ушел из НАСА на пенсию, чтобы работать в SpaceX. Он вспомнил о недоверии, существовавшем между двумя организациями, когда вернулся в агентство и представил своим бывшим коллегам планы экипажа SpaceX "Дракон".
"Я помню, как один конкретный парень сказал, очень мало пытаясь скрыть себя или быть осторожным, говоря: "Они собираются убить кого-то", - сказал г-н Райзман, который в настоящее время является профессором в Университете Южной Калифорнии и до сих пор консультирует SpaceX. "Я имею в виду, легко в пределах слышимости, как я представлял."
Конгресс тоже был скептичен. "У него не было большой поддержки в Конгрессе", - сказал мистер Брайденстин, который был конгрессменом из Оклахомы, когда мистер Трамп назначил его администратором НАСА в 2017 году.
На самом деле Белый дом Обамы хотел все больше и больше давить на коммерческий экипаж, и рассматривал возможность затянуть принятие в 2009 году пакета экономических стимулов, который бы обеспечил его финансирование. Но он был оставлен без внимания из-за оппозиции со стороны Конгресса и некоторых высокопоставленных чиновников NASA.
"Это было бы к месту, потому что, как и сейчас, эти законопроекты проходят так быстро, и они такие большие, и никто на них не смотрит", - сказала г-жа Гарвер. "Я думаю, что мы бы начали эти усилия", и это сократило бы разрыв между выходом на пенсию шаттлов и появлением замены.
Вместо этого потребовались годы работы под руководством Чарльза Ф. Болдена-младшего, администратора НАСА президента Обамы, прежде чем мистер Брайденстин взял эстафету в администрации Трампа.
Мистер Болден "только что сделал работу старшины, чтобы поднять эту программу с места. И вот мы здесь, все эти годы спустя, имеем этот успех, - сказал мистер Брайденстин. "Это программа, которая демонстрирует успех, когда у вас есть преемственность целей, идущих от одной администрации к другой."
Сегодня почти все в космическом мире поддерживают идею частных компаний по транспортировке астронавтов на орбиту. SpaceX, переставший быть задиристым аутсайдером, является гигантом в ракетном бизнесе и одним из основных спонсоров НАСА.
"Многое изменилось с тех пор", - сказал мистер Райзман. "И все во благо, на мой взгляд."
Понравилась эта статья? Поддержи ее лайком!