Найти тему

Банкротство многих турфирм неизбежно

телефон: +7 812 987 10 86, +7 900 622 62 05, +7 931 368 49 66

e-mail: office@am-lobanov.ru

web-сайт: https://am-lobanov.ru

Введение карантинных мер в рамках борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 нанесло непоправимый ущерб туристической отрасли. Об этом пишут СМИ, об этом говорят по телевидению, про это рассуждают «на кухне».

Но так ли все плохо и что будет «после»? Об этом наша статья.

После того как в СМИ появилась информация о том, что турфирмы прекращают отправлять туристов на отдых, все туристы условно поделились на две категории.

В то время как одна категория туристов ринулась к турагентам и туроператорам отказываться от поездок и расторгать договоры, другая категория туристов не стала спешить возвращать деньги, надеясь на то, что в ближайшее время принятые ограничения снимут и наконец-то можно будет отправиться в отпуск.

Все бы ничего, но туристы, которые со штрафными неустойками расторгли свои договоры, так и не дождались обещанных денег. Офисы турфирм были закрыты, на телефоны редко кто отвечал, письменных разъяснений дождаться было еще труднее. Фактически турфирмы обманули «наивных» туристов.

Что же касается туристов, которые не стали расторгать договоры и отказываться от туров, то их терпение тоже иссякло, осознавая затяжной характер ограничительных мер. Турфирмы никаких гарантий и сроков не давали, да и вообще редко шли на контакты с туристом. После того как в обусловленный срок туристский продукт не был предоставлен, турфирмы стали информировать о размещении денег туристов на «своих депозитных счетах», беспроцентных. Фактически турфирмы стали в одностороннем порядке брать деньги туристов «в долг», пользоваться ими, но не оплачивать проценты за фактическое обладание деньгами. Причем разумных объяснений со стороны турфирм не дается до сих пор. Турифирмы ссылаются на коронавирус как форс-мажор либо просто хранят молчание.

В связи с этим туристы стали обращаться к турфирмам с претензиями о возврате денег, требуя вернуть деньги в связи с не оказанной услугой. Но и таких «настырных» туристов турфирмы «разворачивали» и оставляли без денег. Фактически турфирмы стали использовать законодательную неурегулированность ситуации и коронавирус как основание для невозврата денег туристам, которые были вправе требовать их возврата.

Но и те, и другие турфирмы не учли того факта, что они нарушают права потребителя. Законодательство в сфере защиты прав потребителя устанавливает достаточно жесткие меры ответственности за нарушение прав потребителей, в том числе, повышенную неустойку (3% в день от суммы долга), а также штраф в размере 50% (от суммы долга + проценты). Итого получается, что обманувшие туристов турфирмы обязаны будут выплатить туристу порядка 300% от обещанной суммы. Если рядовому туристу обещали вернуть, например, 70 000 рублей за тур, то теперь обязаны будут заплатить 210 000 рублей. А если у турфирмы 100 таких туристов, то вместо 7 000 000 рублей, турфирма обязан будет выплатить 21 000 000 рублей.

Согласитесь, такой турфирме проще объявить о банкротстве, чем выплачивать такие неустойки. Тем более, учитывая, что собственных свободных средств у турфирм зачастую просто нет.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года №428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве турфирм.

Мы полагаем, что после того, как ограничительные меры и мораторий будут сняты, огромное количество турфирм либо сами заявят о банкротстве, либо туристы и кредиторы обратятся в суды с заявлениями о возбуждении банкротных дел. Это дело времени. И тут кто раньше заявит свои права, тот и сможет что-то получить (в идеале). Тот же, кто будет наивно ждать, что ему выплатят обещанные деньги за тур, так и останется ждать чуда (фактически).

Исходя из статистики обращений туристов в нашу компанию, можно сделать вывод о том, что желающих обратиться в суды на турфирм и получить «свое» и «даже больше» большинство. И это не удивительно после того, как ведет себя большинство турфирм с туристами.

Вряд ли законодателю удастся освободить турфирмы от ответственности перед туристами и узаконить возможность невозврата денег за тур. В противном случае это будет грубейшим нарушением принципа справедливости и предательством со стороны государства. Защищать бизнес, игнорируя права населения, не самый лучший путь достижения уважения и поддержки. Особенно печальна ситуация для тех туристов, кто взял кредит на тур, ведь они фактически платят банку кредит, но не могут ни вернуть деньги за тур, ни поехать в отпуск.

В данной статье мы ни в коем случае не призываем к тому, чтобы все туристы одномоментно обратились в суды за защитой своих прав и стали "банкротить" турфирмы, мы лишь проанализировали ту существующую практику, с которой нам пришлось столкнуться и сделали выводы о перспективах «жизни» турфирм «после карантина». В конце концов, каждый турист должен сам решить для себя: ждать и надеяться, либо предпринимать действия.