Всем зашедшим - привет! Сегодня мы вновь окунёмся в довольно грустный мир российско-советской малой авиации и рассмотрим самолёт, разработанный в период заката советской авиации - М-101 "Гжель".
Разработка небольшого пассажирского самолёта для использования в качестве авиатакси началась в 1985 году в ОКБ Мясищева. Стоит сказать, что в то время казалось, что малая авиация - довольно перспективное направление. Идея небольших самолетов, использующихся частными лицами или маленькими авиакомпаниями для региональных перелетов, на западе показала себя достаточно неплохо, и малая авиация оказалась одной из самых разнообразных в плане типов воздушных судов.
Для инженеров Мясищевского КБ самолеты такого класса были в новинку - до этого времени в КБ создавались очень смелые, но часто единичные экземпляры экспериментальных самолетов, а так же тяжелые бомбардировщики, принесшие Мясищевскому КБ основную массу известности - чего только стоят самолеты ВМ-Т, 3М, М-4, М-50. Проект М-101 тоже изначально делался с "оглядкой на будущее". Самолет планировали оснастить V-образным хвостовым оперением и ПГО - это бы улучшило управляемость самолёта, а так же повлияло на поведение самолёта в критических ситуациях. Но в последствии тяга к консерватизму взяла вверх, и самолет был разработан по нормальной схеме с однокилевым хвостовым оперением и без ПГО.
Надо отметить, что в стране в то время не было своих двигателей, которые могли бы удовлетворить потребность малой авиации, так что конструкторам пришлось подыскивать варианты среди иностранных производителей. В конце концов был выбран чешский Walter M601, ставший довольно популярным в России - его можно встретить на самолётах, производимых компанией "Техноавиа" (Рысачок, SM92 Finist), на Let-410 и еще нескольких самолётах, не так известных в России.
Новый двигатель открыл проекту новые горизонты - было решено разработать первый в России легкий многоцелевой самолет с герметичным фюзеляжем. Основным вариантом применения выбрали административный самолет с салоном бизнес-класса на четыре пассажира. Самолет получил новое обозначение М-101Т, где индекс Т - турбовинтовой.
Специализированные административные самолеты до сих пор в России не строились. В СССР для этих целей использовались Як-40, Ту-134, Ту-154 и даже Ил-62. Почти все упомянутые машины к тому времени выработали свой ресурс и, хотя обладали высоким уровнем комфорта, отличались низкой экономичностью в эксплуатации. В то же время богатые российские компании начали закупать деловые самолёты иностранного производства (Falcon, например), но это были самолёты высшего класса, оснащённые реактивными двигателями.
Рассказы про другие самолёты можно почитать здесь:
- Ил-103 - маленький, да не удаленький
- Як-18 - частичка роскоши
- Су-38 - сельскохозяйственный истребитель
- М-15 - единственный в мире малыш Бельфегор
- Никуда не полетевший "Рысачок"
Единственным прямым конкурентом М-101Т на тот момент был французский TBM-700, производимый фирмой Socata, который был дорог (2,5 млн.долл. США), так что надежда на высокий покупательский спрос имела все основания.
Первый полёт М-101Т совершил в 1995 году, а в декабре 1997-го два опытных образца М-101Т были переданы в лизинг в ЗАО "Авиационная компания "Феникс" (Шереметьево) для перевозки различных грузов. Эти перевозки осуществлялись в рамках эксплуатационных испытаний в течение двух лет. По приглашению авиакомпании "Центральноафриканские авиалинии" в ноябре и декабре 1999-го и в феврале-марте 2000-го М-101Т совершил демонстрационное турне по странам Аравийского полуострова и экваториальной Африки. Турне оказалось очень полезным, так как дало богатую информацию о поведении самолета в экстремальных условиях высокогорья, грозовой погоды, больших температур и обледенения.
Опытная эксплуатация дала возможность оценить достигнутый уровень технико-экономических показателей, выявила ряд проблем, неизбежных при создании нового самолета, а также позволила сформулировать первоочередные и перспективные задачи по доработке и модификации самолета. В целом, была выявлена функциональная эффективность самолета и большая потребность российского авиационного рынка в самолетах такого класса. Особо отмечаются эксплуатантами бесшумность винта, экономичность и надежность двигателя, возможность базирования на малых и грунтовых аэродромах, наличие большой грузопассажирской двери. С другой стороны, стала ясна насущная необходимость усовершенствованной модификации самолета, главная цель которой - повышение дальности полета, ведь по техзаданию 1992 года( из-за отсутствия опыта разработки и понимания того, какие требования предъявлять к самолётам подобного класса) самолёт должен был иметь дальность полёта... Всего 600 километров! Этот показатель нужно было превзойти более чем в два раза, чего в последствии почти удалось добиться.
29 декабря 2002-года М-101Т "Гжель" получил международный Сертификат летной годности, а в первых числах 2003-года - Сертификат типа FAA.
Всего было построено 26 самолётов - из них 4 прототипа и 22 серийных. Пик производства пришёлся на 2006 год - было выпущено 9 самолётов. В массовую эксплуатацию самолёт так и не вышел - его использовали в лётных училищах (УВАУГА и Бугурусланское ЛУ ГА), несколько самолётов принадлежали КБ Мясищева и заводу-изготовителю. Единственной авиакомпанией, в которую попал М-101Т, стло аэротакси Декстер, да и то - в последствии все самолёты отправились на хранение и были заменены иностранными Pilatus PC-12.
Сейчас летает 5 самолётов этого типа, из них 2 принадлежат заводу, один находится в частных руках, один принадлежит авиакомпании Sunkar Air, а по последнему борту у меня информации нет - только б/н: UP-MG001. (возможно, он принадлежит Авиационному Учебно-Тренировочному Центру в г. Караганда).
ЛТХ:
Длина (м): 10.15
Размах крыла (м): 13.00
Высота (м): 3.40
Макс. взлетный вес (кг): 3 270
Макс. посадочный вес (кг): 3 160
Вес пустого (кг): 2 190
Макс. коммерческая загрузка (кг): 540
Макс. запас топлива (кг): 450
Макс. дальность полета (км): 1 100
Крейсерская скорость (км/ч): 320
Потолок (макс. высота полета) (м): 7 600
Длина разбега (м): 590
Длина пробега (м): 470
Двигатель: Walter M-601F-22
Кол-во кресел: 7