Цель: формирование представлений о весне, как времени года, и об общей экологической культуре.
Тип экскурсии: Природоведческая.
Задачи экскурсии.
Обучающие задачи:
· формировать общие знания об экологической культуре;
· способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний детей об характерных природных признаках весны;
· формировать умение сравнивать весну с осенью.
Развивающие задачи:
· развивать у детей интерес к окружающей природе, к природным явлениям;
· закреплять навык действовать согласно инструкции воспитателя;
· способствовать развитию у детей психических процессов: речи, внимания, мышления, воображения, памяти;
· развивать у детей умение наблюдать и исследовать природные объекты.
Воспитательные задачи:
· воспитывать чувство любви к родной природе;
· способствовать развитию бережного отношения к природе;
· развивать интерес к живой природе.
Словарь: весна, сад, деревья, трава, весенние цветы, перелетные птицы.
Материалы: луковицы цветов, игрушечные лопатки, лейка с водой.
Предварительная работа педагога:
Определение цели, места экскурсии, планирование пути, выбор места группового и самостоятельного наблюдения, подготовка конспекта.
Предварительная работа с детьми:
- Просмотр альбома с иллюстрациями на тему «Весна»;
- Знакомство детей с рассказами М. Пришвина о весне; с произведением Ф. Тютчева «Зима недаром злится»;
- Разучивание песен о весне;
- Д/и "Перелетные птицы", "Подходит/не подходит", "Признаки весны";
- Закрепление правил техники безопасности на прогулке в саду.
Место проведения экскурсии:
Экскурсия в сад, расположенный на территории детского сада.
Используемые в ходе экскурсии методы:
1. Наблюдение
2. Игра
3. Беседа
План экскурсии:
1. Вводная часть – организационный момент, беседа -10 минуты.
2. Основная часть:
- групповое наблюдение – 10 минут;
- отгадывание загадок – 5 минут
- игра - 5 минут
- самостоятельное наблюдение -5 минуты
- игры с природным материалом - 5 минут
3. Заключительная часть:
- итоговая беседа, анализ экскурсии, возвращение в детский сад - 5 минуты.
Ход экскурсии:
I. Вводная часть
1. Вводная беседа.
Перед тем, как отправиться на экскурсию в сад педагог с детьми проводит беседу.
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир весеннего сада. Но чтобы туда попасть нужно полюбить родную природу и беречь все то, что нас окружает.
- Давайте будем с вами добрыми и чуткими и увидим красоту каждого цветочка, каждой птички и деревца.
- Приглашаю всех на экскурсию.
II. Основная часть
2. Все идут в сад. По дороге педагог обращает внимание детей на погоду (светит солнце, какой ветер, какое небо, какая трава).
3. Групповое наблюдение в саду. Педагог предлагает детям внимательно осмотреть весенний сад.
Загадываются загадки:
***
Я распускаю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня… (Весна)
***
Ночью - мороз,
А утром - капель,
Значит, наступил -…(Апрель)
***
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется…(Трава)
***
Гнездышки из веточек -
Для любимых деточек.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть…(Птенцы)
Педагог задает детям вопросы:
- Какие приметы весны вы знаете?
- Какие весной распускаются цветы?
- Назовите весенние месяцы?
Педагог слушает ответы детей, которые объясняют, что приход весны можно определить по одежде людей, погоде. Деревья весной зеленеют, появляются листочки, появляются цветы: подснежники, нарциссы и т.д. Называют весенние месяцы.
Детям предлагается сыграть в подвижную игру: "Перелёт птиц"
Цель: учить детей свободно бегать, имитируя полёт птиц. Учить детей действовать по сигналу.
Ход игры:
В кругу находятся дети – они птицы.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями разбегаются по саду, на следующий сигнал: «Буря!» - дети приседают и прячутся. Когда воспитатель произнесёт: «Буря прекратилась!» дети поднимаются и снова разбегаются по саду (птицы продолжают свой полёт). Во время игры воспитатель в обязательном порядке следит за безопасностью детей.
4. Педагог замечает, что в саду слышны голоса птиц. Задаются вопросы:
- А каких птиц вы знаете?
- А какие птицы есть у нас в саду?
- Почему птицы улетают осенью и возвращаются только весной?
5. Педагог предлагает рассмотреть в саду цветы и деревья. Обсуждает с детьми названия цветов (нарциссы, тюльпаны) и деревьев (яблоня, слива). Задаются вопросы:
- А какие фруктовые деревья вы знаете?
- Как нужно ухаживать за цветами и деревьями?
- Можно ли срывать цветы, ломать деревья? Почему?
6. Самостоятельные наблюдения. Предложить детям самостоятельно рассмотреть сад. Вопрос педагога:
- Какие цветы или деревья вам понравились больше всего? Почему?
7. "Посади цветок".
Педагог показывает, подготовленные заранее луковицы цветов, и говорит, что они волшебные, так как исполняют желания. Но чтобы они сбылись их надо очень постараться и бережно посадить их в землю и полить. Каждому ребенку предлагается посадить в подготовленные лунки луковицы и загадать желание.
8. Игра с природным материалом «Найди дерево».
Дидактическая задача. Найти дерево по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правило. Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Педагог описывает дерево (величину и окраску ствола, форму листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать к дереву после слов педагога: «Раз, два, три —беги!»
III. Заключительная часть
9. Педагог благодарит детей за экскурсию по весеннему саду, за познавательную беседу.
10. Заключение:
- Что происходит весной с природой?
- Что делают люди весной?
- Что понравилось и что запомнилось во время экскурсии?