Первые музыкальные клипы и современный «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.
Уже в самых первых произведениях немого кинематографа авторы синхронизировали отдельные фильмы под определённую музыкальную композицию, которую должен был исполнять тапёр в зале кинотеатра. Например, «Меломан» Жоржа Мельеса. Так же как и в современных клипах на тот момент уже использовалась съёмка с нескольких камер, монтаж и доступные спецэффекты.
Работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна в области монтажа, основанные на построении монтажных фраз путём соединения коротких крупных планов положил начало так называемого «клипового монтажа» в современном его понимании. И хотя первые фильмы этих режиссёров не имели звуковой дорожки, визуальный язык, который они использовали, очень близок языку любого современного музыкального клипа. Речь идёт о таких особенностях визуального языка как: динамичная смена кадров, изобилие крупных планов, построение ритмической структуры и спецэффекты.
Новым толчком к развитию клипа стало появление звука в кинематографе. Появились фильмы, в которых музыкальный клип использовался как часть повествования. Например, первый в истории звуковой фильм «Певец Джаза», снятый в Голилливуде. Так же как и советский фильм «Весёлые ребята», содержащий анимационный клип на песню «Чёрная стрелка». Или серия анимационных фильмов студии Уолта Диснея положенных на симфоническую музыку.
В 1928 г. кинематографисты Эйзенштейн, Пудовкин и Александров публикуют декларацию «Будущее звуковой фильмы. Заявка», основная идея которой — это контрапункт. То есть дисгармония музыки и изображения, с целью усиления художественного эффекта.
В 1940-м году С. Эйзенштейн создаёт статью «Вертикальный монтаж». В этой теоретической работе он частично отказывается от идеи контрапункта и говорит о пластическом соответствии визуального ряда той музыке, которая его сопровождает. Подразумевается, что видеоряд и музыка в этой форме монтажа дополняют и усиливают друг друга. Эту теорию Эйзенштейн демонстрирует на примере своего фильма «Александр Невский.
Следующим важным этапом, который оказал сильное влияние на развитие формы музыкального видеоклипа, является возникновение телевидения. По мере развития телевидения клипы стали одним из самых эффективных способов для продвижения музыкальных исполнителей. В 1969 году начало выходить шоу Top of the Pops на телевизионном канала BBC, для которого снимали клипы такие исполнители как: The Kinks (Dead End Sreet, 1966), Дэвид Боуи (Space Oddity, 1969), Small Faces, Queen, ABBA и другие. Клипы помогали исполнителям эффективно продвигать свои музыкальные композиции. К тому же если это позволило поклонникам впервые увидеть своих кумиров на экране, До этого поклонники могли видеть исполнителей только на концертах, в печатных СМИ и на обложках виниловых пластинок.
С открытием канала MTV началась эра популярности музыкального видеоклипа. Снимать клипы стало также важно для исполнителей, как и выступать на концертах. Некоторые популярные исполнители могли себе позволить снимать клипы с большим бюджетом (более 1 млн. долларов), со сложным сюжетом, спецэффектами, танцами, известными актёрами. Например, клип Майкла Джексона «Black or White» или «Thriller». Теперь зритель мог видеть в клипах не только исполнителей в «реалистичном» формате - выступающими на сцене перед микрофоном, но глубже погружаться в историю, настроение музыкального произведения, благодаря запоминающемуся видеоряду, аудио-визуальной истории.
Это в свою очередь привело к возникновению феномена виртуальных групп. Например, группа Gorillaz, стала известной исключительно благодаря своим анимационным клипам, с вымышленными персонажами-музыкантами. Массовая аудитория не имела никакого представления как на самом деле выглядят настоящие исполнители этой группы.
С появлением онлай-платформ, предназначенных для демонстрации видеоконтента (в первую очередь — youtube), исполнители стали размещать свои музыкальные клипы в Интернете. Программы для монтажа видео и звука стали доступны почти каждому. Это дало возможность создавать клипы практически каждому исполнителю. Что в свою очередь привело к снижению популярности клипов с высоким бюджетом даже среди исполнителей, которые могли себе это позволить. Высокая потребность интернет-пользователей в новом видеоконтенте заставляет продюсеров производить музыкальные видеоклипы чаще и дешевле. А также постоянно отслеживать постоянно меняющиеся тренды и копировать популярную в данный момент визуальную стилистику.