История развития музыкального клипа

362 прочитали

Первые музыкальные клипы и современный «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.

Уже в самых первых произведениях немого кинематографа авторы синхронизировали отдельные фильмы под определённую музыкальную композицию, которую должен был исполнять тапёр в зале кинотеатра. Например, «Меломан» Жоржа Мельеса. Так же как и в современных клипах на тот момент уже использовалась съёмка с нескольких камер, монтаж и доступные спецэффекты.

Первые музыкальные клипы и современный  «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.

Работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна в области монтажа, основанные на построении монтажных фраз путём соединения коротких крупных планов положил начало так называемого «клипового монтажа» в современном его понимании. И хотя первые фильмы этих режиссёров не имели звуковой дорожки, визуальный язык, который они использовали, очень близок языку любого современного музыкального клипа. Речь идёт о таких особенностях визуального языка как: динамичная смена кадров, изобилие крупных планов, построение ритмической структуры и спецэффекты.


Новым толчком к развитию клипа стало появление звука в кинематографе. Появились фильмы, в которых музыкальный клип использовался как часть повествования. Например, первый в истории звуковой фильм «Певец Джаза», снятый в Голилливуде. Так же как и советский фильм «Весёлые ребята», содержащий анимационный клип на песню «Чёрная стрелка». Или серия анимационных фильмов студии Уолта Диснея положенных на симфоническую музыку.


В 1928 г. кинематографисты Эйзенштейн, Пудовкин и Александров публикуют декларацию «Будущее звуковой фильмы. Заявка», основная идея которой — это контрапункт. То есть дисгармония музыки и изображения, с целью усиления художественного эффекта.

В 1940-м году С. Эйзенштейн создаёт статью «Вертикальный монтаж». В этой теоретической работе он частично отказывается от идеи контрапункта и говорит о пластическом соответствии визуального ряда той музыке, которая его сопровождает. Подразумевается, что видеоряд и музыка в этой форме монтажа дополняют и усиливают друг друга. Эту теорию Эйзенштейн демонстрирует на примере своего фильма «Александр Невский.

Первые музыкальные клипы и современный  «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.-2

Следующим важным этапом, который оказал сильное влияние на развитие формы музыкального видеоклипа, является возникновение телевидения. По мере развития телевидения клипы стали одним из самых эффективных способов для продвижения музыкальных исполнителей. В 1969 году начало выходить шоу Top of the Pops на телевизионном канала BBC, для которого снимали клипы такие исполнители как: The Kinks (Dead End Sreet, 1966), Дэвид Боуи (Space Oddity, 1969), Small Faces, Queen, ABBA и другие. Клипы помогали исполнителям эффективно продвигать свои музыкальные композиции. К тому же если это позволило поклонникам впервые увидеть своих кумиров на экране, До этого поклонники могли видеть исполнителей только на концертах, в печатных СМИ и на обложках виниловых пластинок.

Первые музыкальные клипы и современный  «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.-3

С открытием канала MTV началась эра популярности музыкального видеоклипа. Снимать клипы стало также важно для исполнителей, как и выступать на концертах. Некоторые популярные исполнители могли себе позволить снимать клипы с большим бюджетом (более 1 млн. долларов), со сложным сюжетом, спецэффектами, танцами, известными актёрами. Например, клип Майкла Джексона «Black or White» или «Thriller». Теперь зритель мог видеть в клипах не только исполнителей в «реалистичном» формате - выступающими на сцене перед микрофоном, но глубже погружаться в историю, настроение музыкального произведения, благодаря запоминающемуся видеоряду, аудио-визуальной истории.

Первые музыкальные клипы и современный  «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.-4

Это в свою очередь привело к возникновению феномена виртуальных групп. Например, группа Gorillaz, стала известной исключительно благодаря своим анимационным клипам, с вымышленными персонажами-музыкантами. Массовая аудитория не имела никакого представления как на самом деле выглядят настоящие исполнители этой группы.

Первые музыкальные клипы и современный  «клиповый монтаж» в кино и видеопроизводстве. История развития музыкально видеоклипа.-5

С появлением онлай-платформ, предназначенных для демонстрации видеоконтента (в первую очередь — youtube), исполнители стали размещать свои музыкальные клипы в Интернете. Программы для монтажа видео и звука стали доступны почти каждому. Это дало возможность создавать клипы практически каждому исполнителю. Что в свою очередь привело к снижению популярности клипов с высоким бюджетом даже среди исполнителей, которые могли себе это позволить. Высокая потребность интернет-пользователей в новом видеоконтенте заставляет продюсеров производить музыкальные видеоклипы чаще и дешевле. А также постоянно отслеживать постоянно меняющиеся тренды и копировать популярную в данный момент визуальную стилистику.