2,8K подписчиков

В чем разница между нашей и американской свободой?

У Саши Барона Коэна нет ни одного плохого фильма, а теперь нет и ни одного плохого сериала. В 2018 году вышел Who Is America и это просто… Нет, я даже не хочу расписывать, насколько это круто, остросоциально, насколько тонко и политично, особенно если знать что-то про США. Я лучше просто приведу несколько историй самого Александра о том, как делалось это шоу.

Когда избрали Трампа, он, как сторонник здравого смысла, получил психологическую травму и решил как-то разобраться в этом вопросе и проверить, кто же всё-таки сошел с ума: он или весь остальной мир. Он начал снимать шоу в тайне от телеканала Showtime за их бабки, то есть они знали, что он что-то делает, но не знали где и когда.

-2

Он переодевается и отыгрывает 10 персонажей, от гендерфлюидного журналиста до бывшего заключенного, от солдата Моссада до итальянского миллионера. В этих образах он встречается с политиками и разными американскими активистами по все стороны политического спектра и берет у них интервью. Они сами при этом не знают, что участвуют в шоу, всё снимается как часть чего-то серьезного.

Для встречи с одним из про-трамповских политиков он жил в каком-то городе три недели в одном из образов, для прикрытия. Когда цель приехала в нужный город на конференцию, оказалось, что это крупный эвент, куда прибыла куча других важных действующих политиков, а вместе с ними 50 человек из секретной службы (аналог нашей ФСО). Саша снял две комнаты в отеле, где проходила конференция: в одной из комнат взяли интервью, а когда секретная служба поняла, что что-то идет не так, они спрятались в другой комнате, переоделись, а потом вышли через главный вход. Учитывая, что у Саши был с собой только поддельный паспорт, его могли легко поймать, арестовать и/или даже посадить в тюрячку.

-3

В другом эпизоде этого шоу Саша приходит в маленький городок в одном из южных республиканских штатов (за Трампа) в образе либерального демократа (за Хиллари). Он собирает местных жителей в зале и проводит им презентацию, в которой сообщает, что в их городе построят самую крупную мечеть за пределами Ближнего Востока, что их город станет американской столицей и главным туристическим центром для мусульман со всего мира. Консервативные жители начинают ему угрожать, выкрикивают расистские высказывания и, собственно, показывают who is America и who elected Trump. В этом штате разрешено свободное ношение оружия, поэтому на входе у всех участников собирали ножи и пистолеты, но кто-то всё равно мог пронести с собой что-нибудь небольшое и смертельное, поэтому Саша держал в руках пуленепробиваемый планшет. Продюсеры шоу также боялись, что когда презентация закончится, и все получат свое оружие назад, может начаться осада здания. Поэтому в конце съемок им сообщили, что все это было пранком.

-4

В других сюжетах он в образе миллионера из Европы покупает яхту для Башара Асада под скрытыми камерами. Или в образе израильского военного учит сенаторов обороняться от террористов. Или учит консерваторов внедряться в ряды радикальных лесбиянок посредством анально-орального совокупления с куклой президента Трампа. В образе бывшего заключенного кормит человеческим мясом ресторанного критика. И так далее. Большинство политиков, участвующих в шоу, подавали в отставку после того, как узнавали, что их обманули и это всё пойдет в эфир. Либо подавали в суд, что, в общем-то, из-за эффекта Стрейзанд, тоже в какой-то степени можно сравнить с отставкой.

И да, на минуточку, это все импровизация, то есть о таланте создателей мы говорить не будем, тут 10/10.

-5

Цена свободы

Когда закончилась седьмая и последняя серия первого сезона, я подумал, что такое ведь невозможно у нас в России, даже если бы у нас был свой аналог Саши Барона Коэна. С одной стороны, наши губернаторы могут публично сказать, что цыганам платит Госдеп США, но с другой — никто не осмелится снять такое шоу, где сношают куклу главы государства, и, более того, никто не осмелится пустить такое шоу в эфир или выложить у себя на Ютубе. Хотя сумасшедшие люди, конечно, есть в каждой стране, но, из-за некоторых нюансов уголовного законодательства РФ, у нас этим людям запрещено публично демонстрировать свои мысли о власти, нациях или религиях.

Получается, что у нас как будто бы меньше свободы слова. Но нужна ли такая свобода слова, когда публичные личности могут публично показывать свою недоразвитость и необразованность таким же своим избирателям? Одно дело, когда, как у нас, это всё просто спектакль из общих слов и популизма на выборах, или когда откровенно глупые школьники общаются с аудиторией в Тиктоке, но другое дело, когда люди публично могут призывать кого-то убивать.

-6

В шоу «Розыгрыш» на Первом канале Валдис Пельш обычно привозил кому-то цветы по ошибке, а тут убивают людей в прямом эфире. Один из участников шоу, как раз тот консерватор, которому израильский военный (Саша) помог внедриться в банду радикальных лесбиянок, думал, что с помощью этого военного сможет убить человека. Когда военный дал ему возможность — тот без раздумий нажал кнопку и испытал райское наслаждение от смерти идеологического врага. В реальности никого, конечно, не убили, а реакцию гостя снимали на скрытую камеру.

Валдис Пельш поперхнулся и снова задумался о том, чего на самом деле стоит свобода слова в обществе наглухо отбитых людей и идей? Сейчас мы живем в иллюзиях, что где-то там, хотя бы в телевизоре или в интернете, существуют адекватные люди. И мне комфортно жить в этой иллюзии, потому что я знаю, что в ней живу не я один, и что для большинства населения эти образы чиновников, политиков, ведущих новостей означают наличие шанса на исправление. Эти образы так или иначе подают пример, и, поскольку эти образы сдерживаются цензурой и 282 статьей, они же сдерживают мракобесие в своих зрителях, фанатах, последователях и адептах.

-7

Вспомнить даже ведущего Первого канала Антона Шейнина, который дерется с гостями и называет их говном. Потом оправдывается и продолжает вести шоу. Я бы не хотел, чтобы все остальные могли делать точно так же, и еще я бы хотел, чтобы Шейнин исчез. Да, и еще, говоря про свободу слова, надо иметь в виду, что у нас, в отличие от США, нет института репутации. Участники шоу Коэна подавали в отставку, потому что понимали — это конец карьеры, а если бы Саша пришел к любому из наших депутатов, сенаторов или чиновников — все забылось бы за неделю. Поэтому у нас и есть Антон Шейнин, который, будь он американским ведущим, лишился бы всей карьеры в жизни после одного высера. А вот с Первого канал его не уволили даже после нескольких драк в прямом эфире.

В общем, наше отечественное, духовное, русское народное мракобесие ничуть не хуже американского. Просто из-за УК РФ и появившихся вследствие УК РФ цензуры и самоцензуры, наше мракобесие менее радикальное и редко может раскрыться в полную силу, завершить чью-то карьеру или призвать кого-то к жестокости. Я не знаю, хорошо ли это или плохо для демократии, но я точно знаю, что мне спокойней смотреть на Who Is America и визжать от происходящего на экране абсурда, чем смотреть на гипотетический Who Is Russia и визжать от страха и осознания того, что я живу в обществе вот таких вот людей.

Хотя я знаю, что живу в обществе таких людей. Но я рад, что мы уважаем право друг друга на иллюзию и на возможность уверять друг друга в том, что мы не такие. И да, спасибо нашему государству за право на иллюзию и за такое своеобразное лекарство от невроза. И спасибо Саше Барону Коэну за то, что показал то, чего мы раньше не ценили.

-8

_____________

Автор: Артем Старостин

Подписаться на канал в Телеграме / ВКонтакте

Послушать подкасты «ЭХО АРТЕМА»:

Apple Podcasts

Spotify

Google Podcasts