Сразу скажу, если вы кормитесь лапшой из телевизора, эта статья не для вас, даже не мучайтесь её читать. Разговор вам не понравится, поскольку я предложу задуматься на очень серьёзную тему – наши дети и будущее, которое мы в них вкладываем. 10 фактов – лонгрид в трёх частях, сегодня
первые три факта - введение, настроились?
Начну с короткого эпизода, который произошёл, когда моей племяшке было лет пять. Читать она ещё не умела, а вот мультики очень даже понимала.
Вхожу однажды в комнату, по двум метрам экрана бегает какая-то дама по всему из высшего общества - с осиной талией и причёской волосок к волоску - и орёт:
- Вау! Круто! Я опять всех лоханула! Суррогат лохам слила! Бабла кирпич срубила! Я офигенная кидала!
В общем, какой-то такой текст идёт.
Племяшка смотрит, раскрыв рот, глаза горят, что я в комнате появилась - ноль внимания.
Я её спрашиваю:
- Лёль, а это о чём?
- В смысле, о чём? – не отрываясь от экрана.
- В самом прямом смысле. Что говорит эта женщина? Ни слова не понимаю!
- Ляля, да это же просто, - ни на секунду не отрывая взгляд от мультика, - Она опять всех обманула, продала байду какую-то задорого и заработала много денег.
Факт первый: смысл слов детям объяснять не надо.
Они интуитивно считывают значение слов, только раньше мы не спрашивали у родителей, что такое лассо и прерия, а теперь…
А что теперь - вот об этом я и хотела поговорить.
В какой момент формируется мировоззрение ребёнка? Почему говорят, что в пять лет поздно начинать воспитывать?
Факт второй: знание передаётся через звук.
Первый процесс социализации, которым овладевает ребёнок – слушанье. Ещё до рожденья он слышит. Это не новость, каждый родитель знает: положи руку на живот мамы, разговаривай с ребёнком – и он будет откликаться. Шевелиться. Пинаться. Отзываться доступными ему способами.
То есть ребёнок ещё не появился на свет, но уже вступает в диалог. Если немножко вникнуть в начальный этап развития, то там основной акцент на интонацию. Важность интонации мы все проходили гораздо позже, когда «Чёрной-чёрной ночью по чёрному-чёрному городу…». К этому вернёмся чуть позже, пока просто фиксируем, что любовь рождают и подтверждают ласковые интонации, что в будущем является основой уверенности взрослого человека в себе и умения любить – себя и других.
Прописная истина? Да. Но ребёнок слышит ВСЁ, что происходит в доме. Пока даже не родился. И сжимается в комочек, когда родители кричат друг на друга, когда папа матом по телефону орёт на проштрафившегося коллегу – пока просто запомним это.
Второй важный акцент – реакция на звуковую форму слова.
Звучание слов создаёт в мозгу образы. На этом основан приём аллитерация - повторение похожих звуков для создания зрительного образа. Описание тараканища – прекрасный пример: «Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит» - явно что-то мерзкое и агрессивное.
Откуда идёт рекомендация много читать ребёнку вслух, ставить ему аудиосказки в записи известных артистов? Чем больше интонационных рисунков, чем больше звукосочетаний появляются в мире малыша, тем быстрее и качественнее происходит его развитие.
Через интонации и звуковые ряды ребёнок начинает постигать этот мир и составлять о нём своё впечатление. Потом приходит смысл. Предложений – законченных мыслей. Абзацев – раскрытых мыслей. Текстов – сформулированных позиций.
Факт третий – проще говорить предложениями, чем текстами.
- Нельзя!
Что непонятного? Нельзя и нельзя, я знаю, я взрослый. То есть у меня был опыт и нечего тратить время на объяснения.
У ребёнка нет опыта, и своими вопросами он пытается постичь смысл. Почему нельзя и почему надо? Почему нельзя рисовать на скатерти? Почему надо иметь с собой носовой платок?
Очевидная вещь? Для вас – возможно.
Многие взрослые гордятся своим умением отвечать на вопрос «Почему?» - «Потому что потому и кончается на у» или ещё проще «По кочану». Я уверена, что они досюда не дочитали. Я предупреждала, что здесь без рассюсюкиваний.
Наверное, самый сложный период в жизни общения с ребёнком – почемучество. Это бесконечный процесс, когда не все ответы знаешь и тупо надоедает.
Я искренне считаю, что отвечать на вопросы – это родительский героизм.
Второй родительский героизм – это задавать вопросы, провоцируя ребёнка обсуждать свои мысли, затруднения, проблемы. Потому что опять же проще закрыться и не вникать, ещё лучше накричать, чтоб не мешал, а потом удивляться – почему мне ребёнок ничего не рассказывает?
Подведём промежуточный итог вышесказанного:
- Дети интуитивно понимают значение слов и легко считывают интонации. Даже и особенно, если разговор к ним не относится и происходит за стенкой.
- В том, что происходит вокруг них, дети ищут смысл.
- У взрослого всегда есть выбор – наплевать и жить своей жизнью, то есть пользоваться теми словами и интонациями, которыми хочется, невзирая на наличие ребёнка и не помогать ему находить смыслы.
То есть ребёнка можно потерять очень рано. Есть масса источников, которые готовы взять на себя роль воспитателя, например, телевизор.
Он может быть просто включен, и с его экрана будут литься интонации и смыслы.
Обратите внимание на интонации и смыслы телевизора сквозь призму того, что мы обсудили.
Читай продолжение >>> здесь
Подпишись на канал СОВРЕМЕННЫЕ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ >>> здесь, чтобы не потерять.
Если факты понятны, поставь лайк, если не очень - задай вопрос в комментах. Хотя коммент может быть любым, главное, чтобы был.
Если сделаешь репост в соцсети, чтобы думающие родители собирались здесь, буду благодарна не только я.
Заранее спасибо!